Факторы успешного речевого развития ребенка

Кто в онлайне

Своевременное  и  правильное  формирование   четкой,  грамотной  и  богатой  речи в  дошкольном  возрасте  является  залогом    общей  культуры,   успешного  обучения  ребенка  в  школе  и  полноценного  общения  со  сверстниками  и  взрослыми.

У  дошкольников  часто  встречаются   речевые  патологии,  которые  зачастую  становятся  причиной  личностных  проблем  детей:

Ребенок  не  рождается  со  сложившейся  речью.  Овладение  речью — это  сложный,  многогранный  психический  процесс,  ее появление  и  дальнейшее  развитие  зависит  от  многих  факторов.

Речь  начинает  формироваться  лишь  тогда,  когда  головной  мозг,  слух,  речедвигательный  аппарат  достигнут  определенного  развития.   Но,  даже  имея достаточно  развитый   речедвигательный  аппарат,    сформированный  головной  мозг,  хороший  слух,  ребенок  без  речевого  окружения  никогда  не  заговорит.     Примером  могут  послужить  дети  «маугли»,  которые  по  стечению  каких -либо  обстоятельств  жили  во  младенческом  возрасте  в  среде  зверей.  Они не  умели  говорить,  и  даже  чуть позднее,  попав  в  обычную  среду   человека,  так  и    не  сумели  научится  говорить.

Именно  эти примеры еще  раз  доказывают  то,  насколько  важно  развитие  речи  именно  в  дошкольном  возрасте  и  то  что,   чтобы  у  ребёнка  появилась  речь,  а  в  дальнейшем  и  правильно  развивалась,  нужна  речевая  среда.   Однако,  по  исследованиям  ученых,   и  этого  оказывается  недостаточно.  Важно,  чтобы  у  ребенка  у  самого  появилась  потребность  к  использованию  речи,  как  основным  способом  общения  со  сверстниками и  взрослыми.

В  процессе  овладения  речью  у  ребенка  вырабатываются  определенное  чувство  языка.  Он  усваивает  определенные  правила  и  законы  грамматики,  строит  различные  по  конструкции  предложения,  связывая  слова  соответственно  правилам  грамматики.

В  середине  дошкольного  возраста  к  5  годам  у  ребенка  должно  быть  сформировано  чистое  звукопроизношение.

К  сожалению,   в  последние  годы  наблюдается   увеличение  количества  детей  с  разнообразными  речевыми  патологичными.   С речевыми  проблемами   все  чаще  и  чаще   встречаются  и  сельские  и  городские дошкольники   и  ученые  пока  не  пришли  к  единому  мнению  о  причинах   их  поражающих.   Так,    в  нашем  дошкольном  учреждении   анализ  речевого  развития  показывает,  что  только   у  29% пятилетних   детей   чистое  звукопроизношение.

Наш  детский  сад  проводит  планомерную  работу  по   речевому  развитию.   Она  проводится  во  всех  группах,  начиная  с  ясельной  в  адекватных  возрасту  формах и  заключается  в  специально организованной  непосредственно образовательной  деятельности,  совместной  деятельности  педагога  с  детьми,  обеспечение  развивающей  среды  для  самостоятельной  деятельности  детей  и  во  взаимодействии  с  семьями  воспитанников.

Методика развития  речи  в  детском  саду  предусматривает  постепенное и  обусловленное  определенными психологическими  и   возрастными  характеристиками  детей  обучение,  но  так  или  иначе  каждая  возрастная  группа  решает   задачи  этих  четырех  направлений.

Современная  школа  предъявляет  к  дошкольникам,  поступающим  в  первый  класс   высокие   требования.  Очень  важно,  чтобы  ребенок  обладал  богатым  словарным  запасом,  мог  свободно  высказывать  свою  точку  зрения  по  различным  вопросам,  говорить  на  любую доступную  возрасту  тему,  выражать  с  помощью  речи  свои  мысли,  чувства,  желания.  У  первоклассника  должно  быть  правильное  звукопроизношение.                      Педагоги  дошкольного  образовательного  учреждения  прилагают  немало  усилий  для  обеспечения  нормального  речевого  развития  детей.  К  моменту  выпуска  из  детского  сада  у  большинства  детей  сформированы  необходимые  речевые  умения.  Диагностика  речевого  развития  показывает, 96 %  детей  идут  в  школу  с  высоким  и  средним  уровнем  речевого  развития,  из  них  73%  с  чистым  звукопроизношением.   И  все  же в  среднем  27%  выпускников  затрудняются  в  правильном  звукопроизношении.  Эти  дети  наверняка  встретится  с  проблемами  письма  в  школе.

Участие  родителей   в  развитии  речи  своих  детей  является  обязательным  условием,  потому что  речевые  навыки,  сформированные  в  ходе  воспитательного  процесса  в  ДОУ  не  автоматизируются  без  закрепления  в  свободном  общении,  в  том  числе  в  домашних  условиях.  Поэтому

Некоторые  родители  недопонимают  важность   своевременного  развития  речи  своих  детей,  перекладывают  долю  ответственности  с  себя.  Хочется  отметить,  что  именно  семья,  родители  и  близкие  ребенку  люди  имеют  безграничные  и  широкие  возможности  развития  речи   детей,  потому  как   главной  предпосылкой  для  формирования  речи  является  эмоциональной  общение,  которое  устанавливается  между  взрослым  и  ребенком   на  самых  ранних  этапах.  Поэтому  очень  ошибаются  те  родители,  которые  замечая  речевые  патологии,  откладывают  на  потом  решение  данной  проблемы,  обычно  перед  школой.   Но  именно  тогда   исправить  речевые  патологии  становится  намного  труднее.

Речь  формируется  не  сразу,  поэтому  некоторые  нарушения  звукопроизношения   являются  возрастными,  именно  тогда  необходимо  нам  с  вами  несколько  помочь детям.

Поскольку  речевой  центр  коры  головного  мозга  находится  рядом  с двигательным  центром  очень  важно  развивать  и  двигательные функции.

Полезны  физические  игры  и  упражнения,  и  что  особо  важно  развитие  пальцев  рук  через  пальчиковую гимнастику,  лепку,  рисование,  конструирование,  игре  на  музыкальных  инструментах  и  др.

От  совместных  усилий  детского  сада,  семьи,  специалистов  зависит  не  только  правильное  речевое  развитие,  но  и   формирования  личности  личности  в  целом.

Цель:  формирования  четкой артикуляции  звуков,  правильного их  произношения,  речевого  дыхания, нормального  темпа  речи.

Для  решения  данных  задач  необходимо  развивать слуховое  внимание,  формировать  фонематический  слух,  развивать артикуляционный  аппарат,  речевое  дыхание,  а так  же  формировать   темп, дикцию  и  интонационную  выразительность.   Для  решения  этих  задач  педагоги используют  разнообразные  методы  и  приемы:  артикуляционную  гимнастику, игры  на  развитие  речевого  дыхания, пальчиковые  игры,  театрализованные  игры,   дидактические  и  словесные  игры  и др.

Цели  и  задачи:  образования множественного  числа существительных,  согласование  существительных  с числительными,  местоимениями,  прилагательными, употребление  глаголов несовершенного  вида,  усвоение смыслового  значения  предлогов.

Решение  задач  требует кропотливой  каждодневной  работы   и  в  режимных  моментах  и  на  НОД.  Для  этого педагоги  используют словесные,  настольные,  сюжетные  игры,  закрепляют  полученные  знания  в  разнообразных  видах  детской деятельности.

Цель:  введение  слов,  обозначающих  качества,  свойства  предметов  и углубления знаний  об  окружающем  мире и  введение  слов  обозначающих  различия  и обобщения  предметов  по существенным  признакам.

Решение  данной  задачи  предусматривается   на  всех  видах  НОД,  свободной деятельности  детей,  организации  экскурсий,  чтения  художественных  произведений,  игровой  деятельности.

В детском  саду  проводятся  несколько  видов  работ  по  формированию связной  речи.  Это  пересказ  литературных  произведений,  рассказывание по  картине,  составление  рассказов  из  личного  опыта,  творческое рассказывание.  В  работе  с  детьми  эффективно  используются   задания придумывание  продолжения  и  завершения  рассказа,  составление  рассказа или  сказки  по  плану,  придумывание  рассказа  по  теме,  предложенной воспитателем,  составление  рассказа  или  сказки  на  свободные  темы, составление  описательных  рассказов  по  игрушкам,  картинам,  об окружающей  природе.

Сценарий круглого стола "Вечер вопросов и ответов". "Об очень важном"

Цели:

  • раскрыть перед родителями важную сторону развития речи ребёнка-логопата 5–6 лет;
  • раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания

Оборудование и наглядность:

  • методическая литература по теме родительского клуба, детская художественная литература, иллюстрации художников-сказочников;
  • игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи;
  • памятки для родителей;
  • столы, накрытые для чая.

Подготовительная работа:

  • подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
  • подготовить игры и пособия по развитию речи;
  • по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.

ХОД КОУГЛОГО СТОЛА

Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребёнка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический слад детей отсутствие речи или её патология.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Меню