Факторы нормального развития ребенка

Развитие речи, предпосылки речевого развития ребенка

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Усвоением ребенком родного языка происходит равномерно и характеризуется общими чертами детей. Для того, чтобы представить патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме.

В 1 год логопеды выделяют начало понимания ребенком речи, период предречевых голосовых реакций. 2 год – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса. 3 год – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря. 4 год - освоение словообразовательных моделей, развитие связной речи, нормализация звукопроизношения.

5 год – развитие связной речи, возникновение способности выделять звук из слов, освоение простых форм звукового анализа.

5 – 6 лет ребенок может прыгать, бегать, попеременно прыгать на одной ноге. В этом возрасте совершенствуется мелкая моторика. Ребенок может рисовать дом, фигуру человека, может по образцу воспроизводить простые геометрические фигуры, лепить, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, вырезать картинки, написать по образцу цифры и буквы. Ребенок может складывать картинку, которую разрезали на 3 – 4 части. В 4 – 5 лет знает свой адрес, возраст, знает основные цвета, дифференцирует людей по полу. В 5 – 6 лет знает имена своих родителей, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 5. Сенситивный период речи. Активный запас слов достигает 3,5 тысяч слов. Формируется предметный, глагольный, слов признаков словарь. Формируются навыки словообразования. В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными предложениями, формируется монологическая речь. К 5 годам формируется фонематическое восприятие, осознание звуковой оболочки слова, т. е. дает готовность к усвоению грамоте.

5 – 6 лет речь – регулятор поведения ребенка. Формируется готовность к школе, может усилием воли заниматься умственным трудом. Все это происходит в рамках игры. Формируется волевое поведение, внутренняя оценка ситуации.

Посетителям * Консультации специалистов на форуме * Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы. Специалистам * Возможность создания личных страниц * Публикация материалов с получением электронного свидетельства

Книги для самоподготовки по теме "Условия фактора нормального и аномального развитие личности" - Реферат

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...

Выдержка

Выделение личности первоначально из окружающей среды, а в последствии и из социальной, является сложнооранизованым процессом, продолжающимся на протяжении всей жизни. Постепенно дети устанавливают различия между другими людьми по именам. Они понимают, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Таким образом, их сознание осуществляет продвижение от имен, характеризующих статусы и роли (например, статус женщины), к специфическим именам, имеющих целью обозначение конкретного человека, включая и их самих. В полуторагодовалом возрасте дети начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что они тоже отдельные человеческие существа. В процессе накопления социального опыта, у детей складываются образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Последующее развитие человека как личности — это формирование собственного «Я» на основе сравнительного анализа других людей и себя. Постепенно происходит формирование развитие личности с уникальными внутренними качествами в сочетании с усвоенными ею общими для всего социального окружения качествами, постигаемыми через групповой опыт и общение.

Доказательством развития личности развивается не путем автоматического развертывания природных задатков, является опыт социальной депривации человеческого индивида. Описаны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и был выращен в животном мире.

Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире стало доказательством тому, что они не смогли сформировать собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не в состоянии осознать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо есть только индивид и личностью называться не может. Каким же образом происходит развитие личности в ходе группового общения, каким путем человек начинает осознавать себя как «Я»? Есть несколько наиболее известных научных объяснений этого обстоятельства..

В процессе развития, личность начинает выбирать более строго ту группу личностей, которая может выполнять для нее роль социального зеркала, одновременно производя отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда избирателен в принятии одних мнениям и неприятии других, он в состоянии полностью не воспринимать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Человек почти всегда склонен соглашаться с приятными высказываниями о себе, оказывающимися а самом деле просто лестью, или можем интерпретировать ругательства начальника как проявление его неправильного руководства, а на самом деле это просто проявление его плохого настроения.

Поэтому из-за подобных искажений, формирующее личность зеркальное «Я», обычно полностью не соответствует настоящему положению вещей. Американские ученые Э. Кельвин и В. Хольтсман в

1953 г.

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии .

Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные абберации, мутации генетического материал, связанные с наследственностью дефекты обмена и др.). Решающее значение часто обуславливается внутриутробным воздействиям, патологическому течению родов, инфекциям, интоксикация и травмам, реже опухолевым новообразованиям раннего постнатального периода. При этом нарушения развития могут быть следствием относительно стабильных патологических состояний нервной системы, например, как в случае мозговой недостаточности вследствие хромосомных аббераций, многих резидуальных органических состояниях, а также возникать на почве

каких-либо

Решающим моментом выступает время повреждения. Объем поражения тканей и органов при остальных равнозначных условиях является более выраженным при раннем воздействии патогенного фактора. Для поражения нервной системы самым неблагоприятным является допущенная вредность в первый триместр беременности [1].

Характер аномалии также является следствием локализации нарушения и его тотальности. Характерной чертой детского возраста с одной стороны выступает незрелость функциональных структур, а с другой большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта [7].

Огромную роль играет и величина мозгового повреждения. При детских органических поражениях мозга, помимо повреждения одних систем, наблюдается и аномалия развития других, непосредственно связанных с поврежденной.

Некоторые из видов дизонтогенеза, по степени менее выраженных и являющихся обратимыми, в большинстве случаев является следствием воздействия социальных факторов. В данном случае, чем раньше ребенок оказался в неблагоприятных социальных условиях, тем более выраженными и грубыми будут искажения развития.

В настоящее время социально обусловленными видами непатологических отклонений развития считаются микросоциально-педагогическая запущенность, при которой наблюдается задержка интеллектуального, а также в некоторой степени эмоционального развития, причиной которой считают культуральную депривацией негативными условиями воспитания и существования, в результате которых случается недостаточность информации и эмоционального опыта на ранних этапах онтогенеза [11]..

Можно утверждать, что аномалии в личностном развитии происходят в результате хронического действия неблагоприятных факторов социальной среды, неправильного воспитания в семье, коверкающего азвитие психики ребенка, или затяжных ситуаций психотравмы.

При патохарактерологическом развитии психогенный фактор — основной. Личность, развитие которой происходит в условиях перманентного подавления, принижения («золушка»), вырастает в тормозимую, астеническую психопатию, в составе которой основными чертами является неуверенность, робость.

Иногда в атмосфере черствости и грубости формируются черты возбудимой психопатии с агрессивностью, реакцией протеста, повышенной возбудимостью. Для создания истерической личности характерной является обстановка обожания и восхищения, если учитывают все желания и прихоти ребенка, если постоянно утверждают ребенку, что он талантливый, необыкновенный. Такие условия влияют на развитие эгоцентризма, самолюбования.

Одновременно с этим часто развиваются черты эксплозивности, взрывчатости. Гиперопекунство провоцирует повышенную тормозимость, робость, застенчивость, обидчивость, безынициативность. Патохарактерологическое развитие в раннем онтогенезе может быть причиной складывания патологической личности, синдромологически трудно отличимой от врожденной психопатии. В подобных ситуациях отличия нужно искать не в клинической картине видимого состояния, а в способе формирования психопатической личности

Патохарактерологическое развитие личности в отличие от конституциональных психопатий является результатом длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, нарушающего психическое развитие ребенка, или хронических психотравмирующих ситуаций. Травмирующие психику факторы принимают участие и в формировании врожденной психопатии, но там они играют вспомогательную роль, помогая выявлению психопатий.

Психопатии различаются с психогенными и патохарактерологическими развитиями. Они возникают в любом возрасте. Тип психогении зависит от содержания психической травмы и индивидуальных характеологических особенностей. От конституциональных («ядерных») психопатий психогенные развития отличаются четким началом, особенностями формирования патологических свойств и последующего протекания. Вероятна ремиссия на любом этапе. Биологические детерминанты отсутствуют, и. это поддерживает влияние благоприятных условий, стимулируя исчезновение или уменьшение приобретенных патологических свойств личности.

Меню