Задержка моторного развития у ребенка

Задержка психомоторного развития у детей

Малыш, только родившись, может выжить только, если рядом с ним здоровая и крепкая мама, поскольку не способен обеспечить свое существование самостоятельно.

Его развитие полностью зависит от взрослого. Процесс этот осуществляется по определенной, заданной генами программе. В младенчестве ребенок обеспечен минимальными функциями – вроде глотания и сосания и прочих. Впоследствии при благоприятных условиях малыш учится держать головку, поворачиваться и ползать, встает на ножки, говорит. Наиболее точно видят схему педиатры, именно они способны вовремя определить задержку психомоторного развития у детей. Конечно, вышеуказанная программа разворачивается в неких пределах, и границы этой нормы размыты, но все же существуют.

Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития.

Наиболее тяжелые формы задержки двигательного развития, спастические парезы и атетоз, обычно служат симптомами пренатального или перинатального поражения головного мозга и объединяются термином «детский церебральный паралич», которому посвящена наша статья. Характерно сочетание с задержкой умственного развития. В отличие от такой большой задержки двигательного развития, у относительно небольшой группы маленьких детей заметны лишь легкие нарушения мышечного тонуса, неуклюжесть или необычные движения кистей, тремор и атаксия (минимальный двигательный дефект). Такие минимальные нарушения развития у детей более старшего возраста расценивают как легкие симптомы. Как и задержка речевого развития и дислексия, они чаще развиваются у мальчиков.

Исследование сухожильных и подошвенных рефлексов у новорожденных и детей раннего грудного возраста мало чем дополняет определение значительной задержки или нарушения двигательного развития. У младенцев всегда сложно вызвать рефлексы с рук, а непродолжительный клонус стоп встречается и в норме. Подошвенный рефлекс непостоянен и нечеток. Однако стойкое разгибание большого пальца ступни и веерообразное расхождение пальцев ног при ударе по краю ступни являются патологическим симптомом в любом возрасте.

Для оценки нарушений развития двигательной системы у новорожденных и детей раннего грудного возраста особенно важны методы, оценивающие определенные позы и рефлекторные движения.

Рефлекс Моро — подъем и отведение рук с последующим хлопающим приведением их к средней линии — является реакцией грудного ребенка на испуг и может быть спровоцирован внезапным устранением поддержки головы с разгибанием шеи, а также громким звуком или подергиванием одной ножки. Он определяется у всех новорожденных и грудных детей до 4-5-месячного возраста, и его отсутствие свидетельствует о глубоком повреждении двигательной системы. Одностороннее изменение рефлекса Моро наблюдается у грудных детей с гемиплегией, парезом плечевого сплетения и переломом ключицы. Сохранение рефлекса Моро после 4-5-месячного возраста также указывает на неврологическое расстройство.

Тонический шейный рефлекс — разгибание руки и ноги на стороне, в которую пассивно повернута голова, и сгибание конечностей на противоположной стороне («поза ограждения») — если он постоянен и длителен, то служит симптомом пирамидного или экстрапирамидного двигательного поражения. Частичный тонический шейный рефлекс, например кратковременное разгибание одной руки, наблюдается у 60 % нормальных детей 1—2-месячного возраста и может возникать спонтанно у детей до 6 месяцев.

Рефлекс местонахождения — если ступня или кисть пассивно касается края стола, она автоматически отдергивается и перемещается на гладкую поверхность — определяется у всех здоровых новорожденных. Отсутствие данного рефлекса или асимметрия до 6-месячного возраста указывают на двигательное нарушение.

Рефлекс Ландау: новорожденный в горизонтальном положении на весу вниз животом разгибает голову и туловище, а при пассивном сгибании головы прекращает разгибание туловища. Эта реакция сохраняется до 6-месячного возраста; задержка ее появления у ребенка с гипотонией свидетельствует о нарушениях двигательного аппарата.

При резком опускании младенца, находящегося в горизонтальном положении вниз животом, его руки разгибаются как для защиты от падения {«рефлекс парашюта»). Этот рефлекс вызывается у большинства 9-месячных детей. Асимметрия указывает на одностороннее двигательное нарушение.

Ранняя диагностика детского церебрального паралича представляет сложную задачу, так как корково-спинальные пути еще не полностью миелини-зированы до 18-месячного возраста, что обуславливает наличие только частично произвольных движений до этого возраста. Поэтому врожденный ге-мипарез может быть незаметен многие месяцы после рождения. Сначала он проявляется лишь незначительными дефектами, такими как постоянное сжатие кисти в кулак, неуклюжесть при взятии предметов и перекладывание их из одной руки в другую. Позднее наблюдается меньшая активность ножки, когда младенец ползает и ходит. Раннее доминирование одной из кистей всегда указывает на возможность двигательного дефекта на противоположной стороне.

Задержка моторного развития и другие нарушения наблюдаются у большой части детей с гипотонией. При поднимании «вялого ребенка» и пассивных движениях в его конечностях почти не чувствуется мышечная реакция. В положении лежа на спине слабость и гипотония мышц приводят к появлению «позы лягушки» с увеличением объема пассивных движений в голеностопных и тазобедренных суставах. Генерализованная и сочетающаяся с отсутствием сухожильных рефлексов гипотония чаще всего обусловлена болезнью Верднига—Гоффмана, хотя список возможных диагнозов достаточно большой и включает заболевания мышц, периферических нервов и ЦНС.

Темповая задержка моторного развития//Рахит

Я в отчаянии! Уже так устала переживать, сил моих больше нет! В связи с чем эта задержка образовалась, я так и не поняла...

Все по порядку. Малышка родилась ровно в 39 недель, 8/9 по Апгар. До 4-х мес. развитие соответствовало срокам (помню, примерно в 4 мес. я отметила, что за ней теперь глаз да глаз - такая она активная и вертлявая стала. Без умолку гулила, очень резво крутилась на боку или на спине вокруг своей оси, казалось, что вот-вот начнет переворачиваться).

в 4,5 мес. я немного напряглась, потому что Софийка так и не перевернулась... и вообще стала какая-то беспокойная, пассивная, практически перестала гулить. Стала плохо спать, начала вскрикивать по ночам (например, спит спокойно и резко как завизжит, потом только просыпается вся в слезах). Мы связывали это то с переменой погоды, то с зубами (первый проклюнулся в 5мес 5 дней). В это же время доча начала активно чесать голову, особенно затылок (я связала это с корочкой на голове, даже пост писала). Параллельно у нее начали сильно выпадать волосы (у нее длинные волосы с рождения), голова при этом не лысела, зато на подушке/в шапочке волос оставалось, как после сильно линяющего кота! Свекровь сказала, что я все выдумываю, что это нормально и волос меняется. Педиатр тоже оставила этот вопрос без внимания. Недели через 1,5-2 все само собой резко прекратилось. Сразу после этого (примерно в 5,5 мес) малышка начала часто просыпаться по ночам (я практически перестала перекладывать ее обратно в кроватку после кормлений), особенно под утро начала как-то постанывать, плакать с закрытыми глазами, отказывалась от груди... Это продолжалось примерно неделю-две и прекратилось (в это время как раз лез второй зуб). К концу 5 мес. поведение малютки нормализовалось, она снова начала активно гулить, что-то рассказывать, но! постоянно лежала на спине! На животе вообще находиться не любит и на живот сама не поворачивается! Только с живота на спину.

В связи с этим, в 5 мес ровно пошли мы к неврологу. Та померила голову, что-то пробормотала про затылок и назначила Аквадетрим по 4 капли/день до конца мая. Ребенка практически не осмотрела, начала писать в карту с моих слов. Когда я сказала, что ребенок не переворачивается, выпучила глаза и поставила диагноз: Задержка моторного развития. Отправила на электростимуляцию спины и массаж (cito). Отходили на СМТ и массаж - эффекта 0! Вот уже 6 мес малышке - ничего не меняется. И тут у меня потихоньку начинается паника! Читаю ленту, ровесники уже чуть ли не бегают, а наша лежит себе и никаких попыток к активной деятельности даже в помине нет! Наконец-то получилось попасть к другому неврологу в нашей пол-ке (ее все хвалят). Та посмотрела и озвучила диагноз Темповая задержка (сказав, что ничего критичного, просто позже все у нее). Отправила на контроль НСГ и выписала: Нейромультивит по 1/4 (№20), Рыбий жир (по 1/2 ч.л.) и начинать массаж и ЛФК. Дома я заглянула в карту и чуть не упала - в статусе: форма головы - Гидроцефал...). Заключение НСГ: расширение МПЩ, скопление жидкости по конвенситальной поверхности, сосудистая дисциркуляция.... Откуда это взялось?? В месяц делали, все в норме было! Невролог сказала ничего страшного, к лечению добавила Пантогам. После невролога мы зашли к педиатру, которая привязылась ко мне с АКДС! "Да все у вас нормально, что же вы так переживаете-то?". Ощупывая родничок, как-то задумчиво сдвинула брови. Я спросила в чем дело и тут она выдала: "У вас рахит. Подострое течение. Вам же прописали рыбий жир. Все нормально будет. Сейчас у всех городских детей рахитик" С тех пор я нахожусь в какой-то прострации. Рахит - это же такое серьезное заболевание!!! Официально в нашей карте ни слова об этом! Я буквально выбила из нее диагноз! Почему врачи так несерьезно относятся к нему?? Почему описанные симптомы игнорировались (я тогда не знала, что это симптоматика рахита!!!), ведь в современных условиях можно без труда предотвратить эту болезнь!!! И даже сейчас нам никто не говорит сдать анализы крови и мочи (к слову, мы сдавали только в 1 мес - полгода назад!!!), лечение назначается "на глазок", а ведь гипервитаминоз Д очень опасен!!!

Начали массаж на дому (за 2 недели видны результаты, но массажистка сказала, что отставание наше примерно месяца на 2!!! и это из-за рахита....). Сказала, что руки и спинка очень слабенькие и нельзя присаживать ребенка ни в коем случае! А вот наш хирург-ортопед возмутилась, что в 7 мес ребенок еще не сидит и сказала, что в нашем возрасте присаживать в обязательном порядке! 

Девочки, может у кого-то была подобная ситуация? Как вам назначали лечение? Как быстро/долго идет процесс восстановления? Может быть, мне какие-то витамины пить (мы на ГВ)? Какие еще сдать анализы? Боюсь упустить время.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.

Меню