Уровни доречевого развития детей с дцп

Развитие слухового восприятия при ДЦП в период доречевого развития

Проблема ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, а 70% имеют перинатальную патологию, из них 8% – дети с ДЦП.

У детей с ДЦП первого года жизни патологические особенности отмечаются с первых месяцев их жизни. Спонтанное же развитие чаще всего искажается. Больше всего запаздывает и нарушается двигательное развитие. В соответствии с тяжестью состояния неврологической сферы находится и состояние моторики артикуляционного аппарата. Как следствие этого, грубое отставание проявляется и в доречевом развитии: позднее появление гуления, отсутствие лепета и лепетных слов.

У детей с ДЦП выделяют четыре уровня доречевого развития, в основе которых заложена степень сформированности их доречевых вокализаций:

Каждому уровню соответствует определенная сформированность сенсорных, двигательных функций, определенное состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Используемая периодизация позволяет уточнять структуру формирующегося дефекта, определять наиболее сохранные функции психомоторного развития, а также определять пути и содержание коррекционных мероприятий.

У детей с церебральным параличом встречаются нарушения слухового восприятия, они выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.

Работу начинают с выработки слухового сосредоточения. Для формирования слухового восприятия ребенка выбирают время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии – в период несильного плача и общих беспорядочных движений. Используя эти моменты, логопед наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь успокоения ребенка и привлечения его внимания. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, варьируются, его внимание привлекается сначала к нерезким звукам, таким, как звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую, а затем и к громким, например, к звуку пищащей игрушки, резкому звуку пластмассового шара. Упражнение проводится 3 раза ежедневно по 1,5–2 мин.

Дальнейшее развитие слухового внимания идет в направлении формирования умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса взрослого. С этой целью вызывают слуховое сосредоточение на звуках, адекватных для данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие), и формируют умение локализовать их в пространстве. В качестве звуковых раздражителей предлагаются игрушки различного характера звучания, а также голос взрослого с различными модуляциями. Предлагая ребенку озвученную игрушку, у него воспитывают умение прислушиваться к ее звучанию и отыскивать ее глазами. Разговаривая с ребенком, его учат прислушиваться к голосу взрослого, отыскивать глазами говорящего взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка. С этой целью, разговаривая с ребенком, вначале его обучают прислушиваться к голосу     и стараются, чтобы он видел лицо говорящего. Затем, разговаривая, ходят вокруг кровати, окликая ребенка, издали и, вызывая тем самым поворот головы ребенка в сторону голоса. Если ребенок с тяжелой двигательной недостаточностью не может сам повернуть голову к источнику звука, то ему помогают в этом, пассивно поворачивая голову в сторону голоса.

Работу по подготовке ребенка к формированию у него понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций голоса. При этом, общаясь с ребенком, модулируют интонации своего голоса, т.к. ребенок усваивает в первую очередь те виды интонаций, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Взрослый добивается от ребенка, чтобы он не только воспринимал интонации голоса, но и определенным образом реагировал на них (веселый, нежный тон может вызвать улыбку, смех, а сердитый, грубый – обиду, плач).

Развитие слухового восприятия у детей, достигших III уровня доречевого развития, направлено на формирование акустической установки на звуки и голос человека и слуховых дифференцировок. Для развития акустической установки на звуки и голос, ребенку предлагают различные звуковые раздражители (погремушка, птичка – звуки различны по высоте и силе звучания). Разговаривая  с ребенком, меняют силу голоса от громкого до шепота, добиваясь тем самым сосредоточения на голосе взрослого. Для формирования слуховых дифференцировок, разговаривая с ребенком, меняют тон с ласкового на строгий и, наоборот, при этом стараются вызвать у него адекватные эмоции: улыбку, настороженность, обиду, плач. Если ребенок слышит, улыбается, но не может повернуть голову в сторону звука, то это движение выполняется за ребенка пассивно.

Любой звук ребенка, интонационно окрашенный, служит средством выражения его состояния, желания, его отношения к окружающему, его чувств, что в сочетании с выразительной мимикой, жестами, выразительными движениями глаз служит средством безречевого контакта с окружающими людьми.

Упражнение проводится ежедневно и способствует формированию подготовительных этапов развития понимания речи.

В помощь родителям

Речевые нарушения занимают большое место в клинике детского церебрального паралича. Однако логопедическая работа нередко начинается после 3–4 лет и направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи, в то время как оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-логопедическое воздействие в этот период развития позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить речевые дефекты у детей с церебральным параличом в старшем возрасте.

Дети, находящиеся на I доречевом этапе, характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Выраженная патология артикуляционного аппарата проявляется в слабости сосания, нарастании тонуса мышц языка, губ. Голосовая активность отсутствует. Функция рук не развивается. Задачей коррекционно-логопедической работы с такими детьми является нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; нормализация врожденных безусловных оральных рефлексов; вокализация выдоха; развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента; стимуляция голосовых реакций; развитие зрительной фиксации и прослеживания; выработка слухового сосредоточения; нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.

В связи с наличием патологических установок рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подобрать такое положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе, либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлекс-запрещающие позиции», необходимо придавать ребенку до начала и во время проведения логопедического занятия.

Поза эмбриона. В положении на спине приподнять и опустить голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6–10 раз, чем и добиваются возможно большего мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат). Можно использовать эту позу также в положении на боку.

В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть голову назад, ноги при этом согнуты в коленях.

В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

В помощь родителям

У детей, находящихся на III доречевом уровне развития, который характеризуется появлением у ребенка элементов гуления, патология артикуляционного аппарата имеет различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный характер. Дети эмоциональны, у них легко вызывается «комплекс оживления». Они могут брать игрушки, но положения кисти и пальцев рук у них патологические, манипулятивные функции им недоступны. Характерной особенностью является неравномерность развития отдельных функций: сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоционального развития и интонационного общения с окружающими.

Основной задачей коррекционно-логопедической работы является стимуляция интонированного голосового общения и лепета. Основными направлениями на этом этапе являются: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; выработка ритмичности дыхания и движений ребенка; стимуляция лепета и интонированного голосового общения; вызывание положительного эмоционального отношения к занятиям; выработка зрительных дифференцировок; развитие правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания; выработка акустической установки на звуки и голос, развитие слуховых дифференцировок, формирование подготовительных этапов понимания речи.

Логопедические занятия проводятся ежедневно, их длительность не превышает 20 минут. В зависимости от двигательных возможностей, ребенок находится на пеленальном столе, в специальном стуле или в кресле, т. е. в позе, адекватной именно для него. Занятия проводятся по плану, составленному логопедом.

Цель: Развитие афферентаций оральной мускулатуры, нормализация тонуса мышц языка, губ, подавление гиперкинезов и оральных синкинезий.

После того, как выбрана адекватная поза для занятия и проведения упражнений по общему мышечному расслаблению, приступают к специальным приемам по расслаблению мышц лица, артикуляционного аппарата или их укреплению, в зависимости от состояния мышц органов артикуляций. Приемы артикуляционного массажа те же, что и на I и II этапах ( см. «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» №№ 2, 3/2010 ).

При гиперкинезах языка проводится точечный массаж. При оральных синкинезиях постоянно поддерживают ребенка в позе «рефлекс-запрещающие позиции». С этой целью используются всевозможные валики, надувные круги различных диаметров, с помощью которых создают ребенку определенную позу, в которой менее выражены оральные синкинезии. Во время занятий постоянно следят за позой «закрытого рта» и в нужный момент — момент начала открывания рта — легким вибрирующим движением двумя пальцами под подбородком добиваются прекращения оральной синкинезии — насильственного открывания рта.

Полностью упражнения для детей III доречевого уровня читайте в номере. Начало цикла статей по коррекции развития ребенка на начальных уровнях доречевого развития см. в журналах №№ 2,32010.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ

Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей.

Меню