Уровень развития ребенка в 5 лет

Вспомнить все, что было до рождения

Ближе к пяти годам ребенок перестает путать понятия «вчера» и «завтра». Его память стремительно развивается и становится в достаточной мере цепкой. Он легко вычленяет лишний предмет из приведенной линейки аналогов. Пятилетнему ребенку не составляет труда выучить песенку, прочитать на память стихотворение. Ребенок с легкостью запоминает несколько иностранных слов и начинает применять их по смыслу.

Результат:

Если два и более « — »  — ваш ребенок развивается несколько иначе, нежели его сверстники. Проконсультируйтесь с детским психологом, он поможет выбрать определенный подход в обучении вашего малыша.

Тест “Назови слова” (уровень развития речи)

  Назначение теста: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Методика рассчитана на детей 5-6 лет.

Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Тест “Времена года”

Предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Тест “Обведи контур”

Детям показывают рисунок (№ 1 или № 2) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части.

Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

  • 10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам
  • 8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
  • 6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.
  • 4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.
  • 2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.
  • 0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
  • Календарь развития ребенка: 6 лет

    Шесть лет - возраст особенный. Кто-то уже идет в школу, кто-то только собирается туда - через год. Но так или иначе, школа уже маячит где-то на горизонте. Теперь вся жизнь ребенка вращается вокруг этого вопроса, оказывая на него определенное психологическое давление. 

    Очень важно в этот момент не бросать ребенка один на один с его страхами (а у многих понятие «школа» вызывает, прежде всего, страхи), а постараться объяснить ему, что он уже все знает, умеет считать и читать, что он уже достаточно взрослый и в школе ему тяжело не будет. А будет, напротив, увлекательно и интересно.

    Шесть лет в физиологическом плане связано с важным моментом в жизни ребенка - началом полового созревания. У мальчиков в этом возрасте наблюдается небольшое увеличение яичек и начинается активный рост. У девочек процесс полового созревания начинается существенно позже - в девять-одиннадцать лет, поэтому в шестилетнем возрасте они меняются не так быстро, как мальчики. Мальчишки же ощутимо взрослеют, да еще и частенько выказывают повышенный аппетит. Те, кто ел плохо, скорее всего сейчас будут кушать больше и даже попросят еще раз покормить их перед сном. А тех, кто и до этого не страдал отсутствием аппетита, придется даже немного сдерживать. 

    Для шестилетнего ребенка крайне важна физическая активность. Организм полон энергии и ей нужен выход. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице - в активных играх, в движении. Оно всегда на пользу, а в этом возрасте особенно.

    Главный вопрос, который волнует родителей шестилетних детишек - отдавать ли отпрыска в школу или можно подождать? Универсального рецепта здесь нет и быть не может. Все очень индивидуально и зависит от уровня развития ребенка. Более коммуникабельным детям в школе в этом возрасте будет интереснее, чем дома. Многие уже сознательно хотят побыстрее в школу, и в этом случае разумно будет записаться туда. Иногда бывает, что ребенок вроде уже научился читать, считать и даже писать, но психологически к школе совсем не готов. Шесть лет и семь - в психологическом плане разница очень большая. Одно дело привить ребенку определенный навык и совсем другое - объяснить ему, что именно от него требуется в школе. У многих детей в этом возрасте элементарно не хватает усидчивости, они не могут концентрировать внимание на одном предмете в течение даже сорока минут. В итоге и сами не многому научатся, и других будут отвлекать. 

    Если вопрос школы для вас не столь принципиален, возможно стоит и продлить ребенку детство. Ведь школа - это не просто новый этап жизни, это еще и колоссальная нагрузка - как физическая, так и психологическая. Большинство деток с трудом встают по утрам, особенно те, кто не ходил в детский садик. Новый коллектив, чужая тетя вместо мамы, необходимость делать уроки - все вместе складывается в один большой стресс, который легче преодолеть в семь лет, чем в шесть. Возможно, когда вам исполнится 6 лет, стоит показаться психологу. Задав ребенку несколько вопросов, он определит, насколько тот готов к школе. 

    Многие детишки в шесть лет все-таки уже идут в школу, то есть они достаточно взрослые, и говорить о каких-то особых навыках, присущих данному возрасту, немного нелепо. Ребенок умеет все, чему вы его научили. Считать, читать, писать и даже говорить на иностранном языке - все зависит от степени родительского участия в жизни отпрыска. Кстати, иностранным языкам шестилетние дошколята обучаются очень легко: у них отлично развиты подражательные способности, а память очень цепкая, - в наличии имеются все те качества, которые необходимы для освоения языка.

    Не спешите отдавать ребенка в школу, или хотя бы повнимательнее присмотритесь к нему - действительно ли он готов психологически к столь кардинальным изменениям в своей жизни? В каждом конкретном случае развитие протекает индивидуально. Кто-то и в шесть уже достаточно взрослый и готов к самостоятельной жизни. Ведь школа - это не только учеба, это еще и проведенные в свободном от родителей полете часы, а значит - необходимость принимать решения, выстраивать взаимоотношения с коллективом и так далее. Другие же детки в шесть лет еще настолько инфантильны, что о школе пока и думать рано. В этом случае лучше записаться на групповые развивающие занятия для дошкольников.

    ❀ Тест с кубиками

    Сделайте на бумаге заготовку с изображением того, что должен построить ребенок из кубиков. Попросите ребенка, глядя на рисунки, скопировать их, то есть сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.

    Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.

    ❀ Тест на элементарное понимание количественных отношений

    Приготовьте два набора карточек, где в первом наборе изображено по одному предмету, а на втором — несколько (два, три и более). Попросите ребенка показать вам карточку, где изображен только один мячик, и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д. Пусть он назовет количество изображенных предметов.

Меню