Упражнения по развитию речи младших школьников

Мастер-класс "Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка"

Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове”. (К.Д.Ушинский)

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

Задачи

  • Передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
  • Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
  • Совместная отработка методических приёмов педагога – мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.

Содержание занятия

Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.

Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение, правильное употребление предлогов с падежными формами существительных.

Предложение

  • Распространение предложений
  • Построение разнообразных типов предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и выразительности.
  • Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Связная речь

Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов, демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.

Формирование речевой деятельности у младших школьников на занятиях иностранного языка с применением упражнений по развитию общей и тонкой моторики

Результаты изучения материалов по данной теме показали, что в методике преподавания иностранного языка школьникам недостаточно используется материал, направленный на активное развитие памяти, речи школьников с применением комплекса специальных упражнений, укрепляющих мелкую мускулатуру пальцев рук и способствующий совершенствованию зрительно-двигательной координации и ориентировки в микропространстве.

Работа по речевому развитию школьников направлена на воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, развитие монологической формы высказывания. При этом внимание уделяется и увеличению словарного запаса младших школьников путем обогащения их чувственного опыта при знакомстве с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами.

Таким образом, проект работы включает систему игр, направленных на решение поставленных задач и проводимых на занятии с группой младших школьников, и предусматривает возможность проведения индивидуальной работы с детьми.

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому можно и нужно использовать пальчиковые игры при работе со школьниками на занятиях не только родным языком, но и иностранным языком. Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты прочно и надолго запоминаются детьми. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.   Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение.

На начальном этапе обучения мы предлагаем использовать упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса. Основными целями данных игр являются: снятие мышечного зажима с артикуляционной, мимической и пальцевой мускулатуры, воспитание свободы движений, развитие восприятия собственного тела, совершенствование ориентации в пространстве.

Обращаться к упражнениям следует один – три раза в течение занятия, когда требуется дать детям ритмическую передышку и в то же время сконцентрировать внимание группы. Продолжительность таких игр 2-3 минуты, чтобы пальцы заработали, но не заболели. Желательно, чтобы преподаватель тоже принимал участие в упражнениях, таким образом, он покажет, что следует делать детям. Перед началом каждого нового упражнения преподавателю необходимо объяснить его правила и делать это лучше на родном языке. Важно избежать недопонимания, так как не все школьники готовы признаться в том, что они чего-то не поняли. Приступая к упражнению, рекомендуется дать ему иностранное название, чтобы дети привыкли к нему и запомнили его в дальнейшем преподаватель не будет объяснять правила, он лишь объявит название. Мы предлагаем возможное русское название каждого из упражнений.

Цель: аналитическое восприятие речи, тренировка детей в произношении приветствий на английском языке, развивать произвольное внимание, зрительную память, укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

Соединить пальцы обеих рук “домиком”. Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим пальцем, затем указательный с указательным и т.д. При этом приговаривают традиционное приветствие на английском языке “Hello!”, когда встречаются одноименные пальцы разных рук. Аналогично можно использовать речевые конструкции: “Good morning”, “Good after noon”, “Good evening”.

Цель: закрепление речевого материала по теме “Цифры”, развитие памяти и мышления, активизация речевого материала в действии.

Цель: закрепление речевого материала по теме “Семья”, развитие слухового внимания и памяти, укрепление мелко-моторных функций руки.

Учащиеся загибают по одному пальцу на каждую строку. Более сложный вариант, когда одновременно загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Цель: активизация и расширение лексики, развитие моторно-двигательного внимания, активизация мелко-моторных функций руки.

Ученик слушает команду: “Ear” - “Ухо” и дотрагивается до уха. “Nose” -“Нос” - дотрагивается до носа. Преподаватель сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

Цель: развитие зрительного и слухового внимания, активизация и расширение лексики, активизация мелко-моторных функций руки. Материал подбирается в рамках изучаемой на каждой неделе лексической темы.

Когда ученики в достаточной степени овладели способностью показывать фигуры, названных животных из пальцев, учитель рассказывает занимательные истории, сопровождая, показ персонажей.

Жила-была собачка По имени “a dog”. Пришел к ней в гости петушок По имени “a cock”. Потом явилась свинка По имени “a pig” Она была большая, A значит very big. И позвала к себе зайчишку: “Come here, little hare!”

Цель: закрепление лексического материала по теме “Животные”, введение и отработка грамматической структуры “Come here..”, “Show me..”, стимулирование мелко-моторных функций ребенка.

Педагог подзывает ученика к себе: “Come here, Sasha! Show me a dog, please”. Ребенок подходит, выполняет упражнение и приглашает следующего ребенка, и так все дети играют по очереди.

Такая необычная игровая деятельность вызывает у школьников ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание, желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание объектов, названных на английском языке.

В игре используются различные мелкие игрушки, положенные в мешочек из непрозрачной ткани. Задача участников по очереди доставать из мешочка предметы. При этом необходимо опустить одну руку в мешочек и, не вынимая ее, на ощупь выбрать игрушку и назвать ее по-английски. Только после этого предмет можно достать и сравнить визуальный образ и тактильный.

Цель: введение и отработка речевых конструкций по изучаемой теме, развитие внимания, памяти, тактильных ощущений.

Два комплекта игрушек раскладываются в два непрозрачных мешочка (темы: “Животные”, “Фрукты”, “Овощи”). Преподаватель один комплект оставляет у себя, другой отдает детям. Педагог на ощупь находит какой-нибудь предмет, не показывая его детям, спрашивает: “Have you got a ball?” Ребенок на ощупь находит предмет в своем мешочке и демонстрирует его, отвечая: “Yes, I have got a ball”. Если предмет найден верно, то преподаватель вручает ему парный предмет. Если ученик отвечает неправильно или вообще не отвечает, то предмет остается в мешочке.

На следующем этапе можно использовать более сложные упражнения, связанные с аутентичным текстом, изучаемого языка. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Цель: активизация использования лексических единиц, тренировка произношения на английском языке, развитие памяти и внимания.

Little frog, little frog hop, hop, hop. (Кулачком правой руки стучим по левой ладошке). Little frog, little frog stop, stop, stop. (Кулачок лежит на ладошке).

Такой подход к проведению пальчиковых игр на занятиях при обучении английскому языку позволяет: регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи; совершенствовать внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью; облегчить школьникам усвоение навыков письма.

Меню