Упражнения на развитие фонематического слуха и слухового внимания

Рубрика: Развитие фонематического слуха

 Одним из важных  подготовительных этапов к обучению чтению и письму  является развитие фонематического  слуха.  К сожалению, об этом мало говорится и родители не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Видимо, большинство родителей считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо.

Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Как Вы понимаете, это умение просто необходимо для учебы в школе. Дети, которые испытывают трудности с выделением отдельных звуков,  не смогут в школе написать диктант, как бы ни старались. А, значит, и учиться им будет  трудно, ведь диктант – одна из традиционных форм проверки умений ребенка по языку.  К сожалению, сейчас  все больше и больше детей приходят в школу с различными нарушениями речи, с неразвитым фонематическим слухом, отсюда и такое большое количество  учеников, которые  при написании диктанта допускают  по несколько ошибок в  одном  слове.

Полезности

Получите книгу "Читаем играя"  и еще много полезностей для обучения чтению. Оставьте адрес,  чтобы я знала, куда выслать Вам подарки.

Предварительный просмотр:

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растёт на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать,

в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

Металлические   скрепки,   небольшие  предметные   картинки   (изображённый   предмет вырезан   по   контуру),   коробка   и   удочка   с   магнитом.   Скрепки   прикрепляются   к предметным картинкам.

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребёнок получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук «С» или «Ш»: шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка. Между предметами - кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, кубик; по 10 квадратиков разного цвета.

Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «С», другой - вещи со звуком «Ш». Дети поочерёдно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберёт в свой чемодан.

На каждой карточке задумано какое-нибудь слово, например «пила», значит, на карточке должно быть изображено: платье, индюк, лыжи, автобус. Ребёнку предлагают определить, с какого звука начинается название предмета и по этим звукам отгадать загаданное слово.

Предметные  картинки  тех же  размеров,  что  квадраты  у  пирамиды,  содержащие  в названиях от двух до пяти звуков: ёж, уж; мак, рак, жук, сыр, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка; сумка, шапка, чашка, кошка, мышка.

картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трёх, ещё ниже - из четырёх звуков, а в основании пирамиды должны быть помещены картинки из пяти звуков».

Дети   определяют  количество   звуков   в   названиях  предметов   изображённых  на  их картинках, и кладут эти картинки на соответствующие квадраты.

Педагог просит сказать, из каких звуков состоит слово «мышка» (какой звук первый,второй, третий и т.д.) затем предлагает заменить в слове один звук другим так, чтобыобразовалось новое слово: мышка - мишка - мошка - мышка.

Мишка в норке живёт, мишка лапу сосёт. Косолапый тужит: «Очень скудный ужин! В этой норке тесно, жить не интересно, Как-то сыро и темно... я меняю «И» на «О»!»

Детям показывают картинки и предлагают послушать и отгадать, какой звук встречается во всех произнесённых словах. Затем дети называют картинки, в названии которых есть этот звук. Потом самостоятельно придумывают слова с этим звуком.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное выбывает из игры.

Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук. Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится? Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе». В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки. Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

Дети придумывают каждый по одному слову, в названии которых есть звук «3» или «Ж». Водящий спрашивает у каждого ребёнка задуманное слово. Если он слышит в слове звук «3», то он говорит: «Звенит», если слышит звук «Ж», то говорит: «Жужжит».

Каждому ребёнку даётся слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Слово произносится отчётливо и громко. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове.

Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям даются двусложные слова, подбирая их по степени трудности, затем постепенно вводятся трёхсложные и односложные. Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

 Диск, разделённый на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги.  На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

«Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Педагог устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображённый на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

 Таблица с изображениями детей: девочка и мальчик. Сверху кармашки для предметных картинок, внизу - кармашки для букв.

Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах - названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках.  Дети называют: рыба, осы,  мак, автобус - и приходят к выводу, что мальчика зовут Рома.

Так же  дети могут составлять  имена,  ориентируясь  на последние  звуки  в  словах, например: Маша (дом, сумка, ландыш, вилка). По второму звуку - Лара (слон, рак, арбуз, мак). По третьему - Шура (мишка, труба, марка, трава).

выйти за дверь (или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего

Задача  водящего - понять  и  произнести  предложение  целиком.   Если  водящий  не справится с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше повторений.

Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку, например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

 Большая   карта,   разделённая   на  три   горизонтальные   полоски  -   «полки».   Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух - одежда, на третьей - посуда. В названия всех предметов имеются звуки «С, Ш, Р, Л», предметы, в названиях которых встречаются два звука («С» и «Р» или «Р» и «Ш»), представлены  в  двух  вариантах  (2  свитера,  2  сахарницы  и  т.д.).   Под  картинками нарисованы квадратики.

 Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков и слогов в словах.

 Длинное панно с изображением паровоза и трёх вагонов. В каждом вагоне по три окна, на крышах вагонов  прорези,  куда вставляются таблички  с  кружками для  обозначения количества звуков (от 3 до 5), слогов (от 1 до 3) в словах, а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных (зверей и птиц, можно из набора к игре «Кто в домике живёт?»). Картинки на 1 заданный звук: «С» - слон, сова, собака; «Ш» - кошка, лошадь, мышка; и т.д. Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом; на 5 звуков: кошка, баран, зебра. Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык; на двухсложные: коза, заяц, жираф; на трёхсложные: курица, ворона, собака.

Педагог показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных. «Прибыл поезд для зверей и птиц, в нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук «С», во втором - «Ш», в третьем - «Л»». Дети отбирают пассажиров.

Педагог вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребёнка, даёт ему картинку с изображением животного. Ребёнок отчётливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове «бык» три звука.

Педагог вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне и т.д. На роль кассира назначается ребёнок, ему даются числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. Педагог берёт картинку и говорит: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов и даёт числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне. Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т.д.

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Библиографическое описание: Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург,февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 262-264.

Меню