Упражнения для развития у детей артикуляционного аппарата

Пояснительная записка

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Именно это и послужило мотивацией к разработке данной программы.

Цели программы:

  1. Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
  2. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

Данные цели привели к постановке следующих задач:

  1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
  2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
  3. Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.
  4. Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.
  5. Вырабатывать правильное речевое дыхание.
  6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Реализацию данных целей я буду осуществлять посредством артикуляционной гимнастики предметом и объектом которой являются:

Настоящая программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:

  1. Закон Российской Федерации об образовании.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Положение о ДОУ присмотра и оздоровления.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: одготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Оценка эффективности программы

Арт. гимнастике – привет, лучшее её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте! (Неуймина Т.Б.)

Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных Речевого профиля группы (Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова) адаптированного на контингент детей МДОУ присмотра и оздоровления.

Оценка звукопроизношения осуществляется 2 раза в год: в сентябре первичная, а в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год.

Задачи:

  1. Изучить динамику изменения звукопроизношения.
  2. Выявить детей, подлежащих зачислению на логопункт.

Библиография.

  1. Т.В. Верясова. «Система упражнений по развитию ручного праксиса».
  2. А. В. Ястребова. «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности (биоэнергопластика; рука, движение и речь).
  3. И.Л. Лебедева. «Колдовская разминка на Ш».
  4. З.А. Репина. «Игра – рассказ о язычке».
  5. «Динамические и статические упражнения» (автор стихов не известен).
  6. Т.А. Куликовская. «Арт. гимнастика «Весёлый язычок».
  7. В.Н. Чернякова. «Сказки о язычке».
  8. Комплекс упражнений на звук «Р», «С-Ш».
  9. М.А. Поваляева. «Дидактический материал по логопедии».
  10. Е.А Пожиленко. «Артикуляционная гимнастика»
  11. Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова

Статья по логопедии на тему: Мелкая моторика как базис для восстановления функций артикуляционного аппарата

                                                                                                                                                                                                                            Источники способностей и

                                                                                                                                                                                                                    дарований детей – на кончиках

                                                                                                                                                                                                                                                     их пальцев.

Сложна и многообразна структура речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Но общим для них является моторная неловкость, трудности в координации пальцев рук (например, при расстегивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.), характерны нарушения общего и орального праксиса, низкая умственная работоспособность, двигательная расторможенность. Для некоторых из них напротив характерна повышенная тормозимость.

Развитие артикуляционного аппарата у детей

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.  Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.  Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

  Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

  В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка: «Лягушка» («Забочик»), «Трубочка» («Хоботок»), «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Маляр», «Грибок». При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычёк показывает упражнения и различные сказки о язычке.

Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

v  во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, на ватные шарики. На бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки и снежинки с ладошки.

Но главное, не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребёнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать такое упражнение: Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Глубоко вдохнём и на выдохе громко и протяжно произнесём звук «а-а-а…». Тянем как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука «а» стимулирует работу лёгких, трахеи и гортани.

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы. Произнесение звука «о» стимулирует работу, способствует профилактике вегетативно – сосудистой дистонии, а также заболеваний центрального происхождения, связанных с головокружениями и нарушениями походки. Произнесение звука «у» усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха. Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность.

Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребёнка правильное, чёткое произношение. Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребёнком!

Меню