Упражнения для развития речи читать

5 упражнений по сценической речи

  Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

  Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

  Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

  1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод.

  2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

  3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

  4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

  Упражнение №3. БАО ВАО ГАО

  Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.

  Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.

  1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.

  Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».

  Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.

  2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением.

  Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.

  Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.

  Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

  Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.

  Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.

 Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.

  Выучите данную трудноговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4. Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение.

Развитие речи детей дошкольного возраста

Обычно развитие речи детей проходит в возрасте от трех до семи лет. Этот период самый важный в усвоении нового, неизвестного для ребенка. На этом этапе жизни как раз необходимо уделить внимание речи, обогащения ее новыми словами, синонимами, оборотами, прилагательными.

Чаще всего дети дошкольного возраста подражают и учатся в основном у родителей, слушают их разговоры, улица та же влияет на восприятие и речь ребенка. Папы и мамы уже реже читают им сказки, все чаще лучшим другом для деток становится Интернет и телевизор, что пагубно влияет на их восприятие окружающего мира. Такое отношение со стороны родителей приводит к деградации ребенка и на момент, когда нужно идти в школу ребенок сталкивается с проблемами речи, не может полноценно выражать свои мысли. Существует несколько подобных проблем: краткие, односложные предложения, состоящие в основном из стандартных фраз, нелогичность в речи, отсутствие последовательности, тихий голос, невнятное произношение, страх перед публикой, некультурная речь.

Часто бывает, что мамы и папы считают, раз ребенок ходит в садик, то он должен развиваться там и нет необходимости занимать его дома сложными упражнениями. Но это мнение иногда ошибочно. Стоит проверять ваше чадо, просить рассказывать о том, чем они занимаются в садике, следить за речью, читать, рассказывать сказки, учить стихотворения, используя дикцию и интонационные паузы во фразах, всячески проверять, насколько хорошо развивается ваш ребенок.

Для улучшения всех показателей вашего чада, приведем несколько подробных упражнений-игр. Для этого нам необходимо знать, когда и какие этапы развития речи подходят дошкольнику. Приведем в пример некоторые упражнения, помогающие осуществлять развитие речи детей дошкольного возраста.

Наиболее благоприятный возраст для этой игры от трех до шести лет. Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи этого упражнения заключается в том, что, читая книгу или собирая пазлы, вы как бы, между прочим, задаете вопросы ребенку, на которые он должен ответить, но не «да» или «нет», а полноценно и четко. Для этой игры употребляйте вопросы Что? Где? Когда? Откуда? С кем? Зачем? Почему? Если малыш медлит с ответом, помогите ему, начав предложение. Приведите 2-3 примера, что бы ребенок понял, как нужно отвечать и дайте ему самому это сделать. Обратите внимание на обобщающие фразы и придаточные предложения, это поможет ребенку развивать абстрактное мышление.

Упражнение «Беседа по картинке» помогает развивать контекстную речь ребенка. Это позволит ему перестроить свое мышление не на короткие отрывистые незаконченные предложения, а на полноценную складную речь.

В данный период дети постепенно осознают, как правильно строить предложение. После 3-х лет малыши усваивают основную часть сложных союзов, наречий и вопросительных конструкций и активно используют их в своей речи, создавая сложные предложения. В речи появляются «если то», «если же», «от того», «который», «куда», «кому», «кого», «сколько», «зачем», «от чего», «как», «чтобы», «в чем», «хотя» и т.п.

Если такое развитие не происходит, то ребенок может страдать от недостатка слов, невнятной речи. Именно поэтому и нужно постоянно пополнять его словарный запас новыми интересными словами и конструкциями, задавать вопросы, играть в игры для развития речи детей дошкольного возраста.

Кроме простого языка, чтобы понять говорящего мы часто следим за его эмоциями, интонацией и манерой говорить. Эти аспекты так же важны и для ребенка в 5-7 лет. Чтобы выразить эмоции, грусть или веселье мы используем и разную интонацию, тон, темп речи. Покажите это ребенку, потренируйтесь с ним в выражении своих чувств и эмоций. Чтобы развитие речи детей дошкольного возраста проходило правильно необходимо употребление фразеологизмов и устойчивых выражений, например «стоит как истукан», «засучив рукава», «валиться с ног» и др.

Разработка дикции также очень важна для ребенка. Речевой аппарат школьника должен быть хорошо развит. Помочь в этом могут как раз скороговорки и поговорки. В Интернете их множество. Да и сами родители могут попрактиковаться произношению вместе с детьми. Правильная дикция не появляется с рождения, она формируется годами. Эти занятия поспособствуют скорейшему развитию вашего ребенка и уменьшат трудности с речью.

Советы логопеда и дефектолога

Настройтесь на аудиторию. 2. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах. 3. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов. 4. Начинайте говорить только после того, как установится тишина. 5. С первых же слов внимательно следите за реакцией аудитории. 6. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро или монотонно. 7. Если часть аудитории менее внимательно слушает вас, обращайтесь именно к ней. 8. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции аудитории, перейдите к главной теме выступления. 9. Провокационные реплики не должны выводить вас из равновесия. 10. Не вступайте во время выступления в дискуссии. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на все вопросы. 11. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно. 12. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутсвующих за внимание. Не ублажайте свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами. 13. Речь нужно закончить раньше, чем слушатели этого захотят.

Говорите выразительно. Главная мысль должна запоминаться и выделяться повторением, интонацией, вопросами. 2. Говорите красиво. Доходчивость речи может достигаться сравнениями, примерами, эпитетами. 3. Говорите уместно. Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра. Не забывайте об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь. 4. Следите за правильностью речи, за дикцией.

«Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов»

Меню