Упражнения для развития речи и памяти

Упражнения для развития сценического внимания

Не отвлекаясь, сосчитайте в уме до 10. Суть упражнения в том, что каждую цифру вы должны «рисовать» в своем воображении. Образ нужно создавать устойчивый, обращая внимания на детали – цифра может быть написана мелом на доске или в форме восковой свечи для торта (здесь уж как ваша фантазия подскажет). После того как удастся сосредоточиться, переходите к следующей цифре. Она должна сменять предыдущую, стирая ее, или выталкивая за рамки нарисованной картинки.

Упражнение, которое можно выполнять где угодно: на работе, дома, в кафе. Найдите глазами в непосредственной близости от вас какой-нибудь предмет (чашка, компьютерная мышка, горшок с кактусом) и полностью сконцентрируйте на нём своё внимание. Внимательно рассмотрите его, отметьте все детали. Переключитесь на среднее расстояние (цветы на столе коллеги, подставка для канцелярских принадлежностей, книга на полке), потом на дальнюю часть помещения (картина на стене, вешалка возле входа, дверная ручка). Повторите задание, концентрируясь на предметах в обратном порядке.

Возьмите чистый лист и поставьте в его центре точку – это «привязка» для внимания. В течение 10 минут смотрите на точку и ни на что не отвлекайтесь. Это сложнее, чем кажется. Когда выполнение упражнения станет лёгким, усложните его – поставьте точку на окне и сосредоточьтесь на ней, не обращая внимания на звуки и события за окном.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: стоя в естественной позе. Делаем вдох, поднимаем руки и голову вверх. На выдохе – наклон, руки ладонями упираются в пол. Вдох – левую ногу ставим назад, голову поднимаем вверх. Выдох – нога возвращается назад, голову склоняем вниз. Следующий вдох-выдох повторяем предыдущий цикл только для правой ноги. Вдох – вытягиваемся, расправляем позвоночник, смотрим перед собой. На выдохе складываем ладони домиком на уровне груди. Скорость выполнения следует постепенно наращивать до максимальной.

Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнения для артикуляции

Опустите челюсть, подвигайте ею влево-вправо, вверх-вниз. Откройте широко рот, высуньте язык, кончик должен стремиться к верхней губе, не совершайте движений челюстью. Затем, не закрывая рот, улыбнитесь, и совершайте движения языком между уголками рта. Кроме языка ничего не должно двигаться, также старайтесь им не прикасаться к губам. Надуйте щёки насколько сможете, затем резко выдохните, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз. Потом смените тактику, надув щеки, не выпускайте воздух, а втяните их, сделав губами «рыбку».

Представьте, что вы очень устали и хотите спать. Зевайте с продолжительными звуками «ааааааааааах», «ыыыыыыыыых».

Вообразите, что у вас болит горло и вы полощете его лекарственным раствором. Запрокиньте голову назад и сымитируйте гортанные звуки «ггггрррр».

Пальчиковая гимнастика как основной вид упражнений для развития устной и письменной речи

“Представление, что при любом двигательном тренинге … упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов”. Н.А. Бернштейн

Специальное исследование детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.

В специальной литературе описываются отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики, в которой рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. “мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга”.

При коррекционной работе с детьми с ОВЗ мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Младшие школьники, обучающиеся по программе VIII вида, нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, психолога, уроки начальных классов. В зависимости от возраста и от темы их может быть 1–2 по 2–3 минуты. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением. Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами психогимнастики и на релаксацию.

Для детей логопедических групп актуально проводить физкультминутки с речевым сопровождением, т.к. это имеет ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения несут в себе целый комплекс коррекционных задач: – снятие напряжения после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти; – развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы; – содействие развитию дыхания; – закрепление произношения отдельных звуков речи;

Учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и уровень сложности нарушения речи, при осуществлении дифференцированного подхода, упражнения можно разделить на три группы:

1-я группа – упражнения для кистей рук: – развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; – учат напрягать и расслаблять мышцы; – развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; – учат переключаться с одного движения на другое.

2-я группа – упражнения для пальцев условно статические: – совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3-я группа – упражнения для пальцев – динамические: – развивают точную координацию движений; – учат сгибать и разгибать пальцы рук; – учат противопоставлять большой палец остальным.

В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию. Вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в которые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с учетом возможностей детей с ОВЗ при системном недоразвитии речи.

Таким образом, выбранные упражнения в соответствии с возможностями ребенка, повышают интерес к занятиям, уверенность в своих силах, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятиях разучить движения с речевым сопровождением.

Очень важно, чтобы логопед, учитель, воспитатель, психолог знали текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо логопеда (учителя, воспитателя, психолога) чтобы повторять эмоции и артикуляцию. В свою очередь, и педагоги должны хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Было отмечено, что систематическое включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев на занятиях и уроках играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ОВЗ. Такой подход позволяет:

А также, проведение физкультминуток предупреждает переутомление школьников, служит средством эмоциональной разгрузки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

Наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети с ОВЗ, имеющие нарушение звукопроизношения и системное недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Исходное положение: ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.

Исходное положение: указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в “щепоть”, имитируя собачью пасть.

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Потом можно поменять руки.

– Этот пальчик – дедушка, – Этот пальчик – бабушка, – Этот пальчик – папочка, – Этот пальчик – мамочка. – Этот пальчик – это я. – Вот и вся моя семья.

– Раз, два, три, четыре, пять –  (Разгибаем пальцы.) – Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) – Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.) – В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

Простые упражнения для развития речи для детей от 6 месяцев

Малышу уже 6 месяцев и вы можете замечать, что он начинает понимать отдельные слова.  Сейчас крохе необходимо общение с вами. Вы можете сопровождать ваши действия словами, называть предметы. Мы расскажем о простых, но эффективных занятиях для развития речи ребенка.

 

Свет мой, зеркальце, скажи

О чем говорить с ребенком? Обо всем! В разумных пределах, конечно. Готовя еду, рассказывайте: «Я готовлю кашу для Полины (чаще произносите имя ребенка, чтобы он запомнил его). Сейчас она будет кушать вкусную кашу.

Ням-ням

Смысл отдельных слов придет позже, сейчас же ребенок слышит голос, интонацию и последующие действия. «Сейчас Полина будет одевать куртку. Где лежит куртка?» Ребенок может протянуть руки, чтобы одеваться. А позже сможет и показывать направление, где лежит одежда. 

Даже если ребенок не может говорить слова, он может понимать их. Старайтесь больше говорить при нем, петь песни, просить его подпевать мелодии. Это называется пассивное общение. 

Меню