Упражнения для развития ребенка pro-гимназия

Для развития речи необходимо упражнять... Пальцы!

Занимательный факт: абсолютно все ученые, которые занимались изучением мозговой деятельности детишек, единогласно подтверждали огромное влияние на эту деятельность движений рук. Проще говоря, каждый из этих ученых убедился в том, что движения рук стимулируют мозговую активность. Это значит, что такие занятия, как аппликация и лепка, помогают детскому мозгу развиваться быстрее, чем, например, бег. Например, еще в далеком 1782-м году русский просветитель Н. И. Новиков заявлял, что «побуждение к действованию» в отношении вещей у маленьких детей является не только основным средством получения информации о них, но и положительно влияет на умственное развитие ребят в целом. Такого же мнения придерживался и известный невропатолог В. М. Бехтерев, утверждавший, что движения руки имеют тесную связь с речью и способствуют ее становлению. Таким образом, даже рисование для малышей – это способ научиться говорить!

Задумайтесь, какую форму общения использовали первобытные люди в древние времена? Правильно – язык жестов. Такой способ передачи информации требует, как известно, активнейшего использования рук, как «разговорного инструмента»: рукой достаточно просто указать направление, начертить на песке или скале рисунок, а при необходимости и погрозить противнику, защититься от него. Позже люди начали сочетать с жестами различные возгласы и выкрики. Со временем развитие памяти, равно как и развитие логического мышления древних людей привело к появлению способности связно говорить. Однако тысячи лет словесная речь оставалась неразрывно связанной с речью жестикуляторной. С ходом эволюции движения пальцев на руках совершенствовались, так как людям приходилось выполнять все более сложные манипуляции и все более аккуратные действия. Естественно, что это привело к постепенному увеличению соответствующей части мозга, что повлекло за собой дальнейшее развитие мышления и речи. Таким образом, функциональные улучшения деятельности рук и речевых способностей в процессе становления человечества всегда двигались «рука об руку». Вот так, на примере эволюции, можно представить речевое развитие ребенка раннего возраста. Не правда ли, схожесть очевидна: развитие мелкой моторики пальцев, затем появление артикуляции и последующее совершенствование речи в прямой зависимости от уровня развития пальчиков ребенка? Кстати сказать, такая зависимость довольно четко прослеживается у всех без исключения малышей.

Тот факт, что детские центры развития в Минске не зря уделяют так много внимания тренировке детских пальчиков и то, что эти занятия существенно влияют на ускорение созревания речевой функции ребят было успешно доказано одним из электрофизиологических исследований, проведенных сотрудниками лаборатории высшей нервной деятельности ребенка (Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой). В ходе исследования выяснилось, что при ритмичных движениях пальцами у детей наблюдается резкое усиление согласованности деятельности лобных и височных долей мозга. Занимательно, что именно в этих областях мозга находятся двигательные и сенсорные речевые зоны. Не менее интересно и то, что у правшей эти зоны расположены в левых долях, а у левшей, соответственно – в правых. То есть, ритмичные движения пальчиков правой руки активизируют согласованность лобных и височных зон левого полушария, а такие же движения пальчиков левой руки вызывают аналогичную активность в лобных и височных зонах полушария правого. Таким образом, развитие речи дошкольников, школьников и даже годовалых детишек напрямую зависит от активности именно височных и лобных долей их головного мозга, согласованность работы которых достигается движениями пальцев. Причем, совершенно не важно, о каком ребенке идет речь – левше или правше! Такое официальное научное открытие, основанное на результатах данных лабораторных исследований, прямо говорит о влиянии импульсов, которые исходят от детских пальчиков, на формирование речевых навыков и способно убедить даже самых ярых скептиков. Не правда ли?

Игра в переклички.

Это  очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев.  Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке.  Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному.  Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно!  О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок  в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они  проверены и отточены веками воспитания малышей.

Учусь себя слушать.

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио  и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки, давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Погремушки (колокольчики).

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Дили- дили-дили-дили - Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили - Колокольчики будили. Всех жуков, пауков И веселых мотыльков. Динь-день! Динь-день! Начинаем новый день!

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого.

 

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Меню