Упражнения для развития мозга ребенка

Развитие творческих способностей младших школьников

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А. Амонашвили  

Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ведь, начальная школа – это база для дальнейшего обучения при переходе во вторую, а затем и в третью ступени обучения. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания в начальной школе, по моему мнению, является формирование у младших школьников способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Учителем начальных классов я работаю 19 лет. И с каждым годом всё больше замечаю, как растёт число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения, возникающие по разным причинам.

Реализация развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей, потребовала разработку системы упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.

Развивая интерес к школьным предметам, проводя интересные групповые мероприятия, мы можем дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

В период начального образования игровая деятельность постепенно сменяется учебной и становится ведущей в реализации потребности познания у детей младшего школьного возраста. Однако для того, чтобы учебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, её нужно специальным образом организовать.

Не один год в своей работе использую материалы диагностических и развивающих методик Л.Ф. Тихомировой [4, 144; 5, 144], О. Холодовой [8, 128], Н.К. Винокуровой [1, 79], Е.В. Языкановой [2, 42; 9, 140]. Это комплекс тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, способствующих развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Такие упражнения, использую на уроках в начальной школе, в ГПД, при проведении индивидуальных, групповых и неаудиторных занятиях, при подготовке к олимпиадам.

В основе представляемых материалов лежит игра, соответствующая возрасту ребёнка. Игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. В начале выполнение многих заданий у детей вызывает трудности. Но постепенно ребёнок научается работать слажено и быстро, развиваясь.

Сначала некоторые задания не ограничиваются во времени выполнения: пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. А в следующий раз он справится с ним быстрее. Чтобы заинтересовать ребёнка, даются более лёгкие задания. Если вдруг попалось задание, с которым ребёнку сразу справиться не по силам, то его можно отложить на некоторое время, но потом обязательно вернуться и выполнить.

Обязательно надо оценивать работу детей. Но оценивать успехи. Ведь успех, особенно в самом начале, обязательное условие творчества.

Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них отвечать, постепенно усложняя.

Разминка и упражнения на развитие быстроты реакции и внимания используются при проведении устного счёта, словарной работы, при написании числовых и буквенных диктантов, а также на этапе повторения пройденного материала.

«Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, с ын, о блако, к ошка – получается закодированное слово сок.

Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий нестандартно, творчески. Их можно использовать на этапе закрепления пройденного материала.

Морочить … Медведь на … наступил. Водить за … Как снег на … Держать … востро. Не видеть дальше собственного …

Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно используются упражнения для улучшения мозговой деятельности [8,128]. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд.

Обязательно проводится во время урока 1-2 физминутки , а также пальчиковая гимнастика [6, 127; 7, 124] . Это способствует плавной смене деятельности младших школьников, помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых, а весёлые стихи развивают речь и память. Кроме этого массаж положительно сказывается на самочувствии детей и улучшает работу мозга.

Регулярное проведение таких занятий с детьми показывает эффективность применяемых заданий и упражнений. В 2006 году, набирая первый класс, я провела диагностику уровня развития: высокий уровень – 2 чел. – 7%, средний уровень – 10 чел. – 35%, ниже среднего – 8 чел. – 28%, низкий – 9 чел. – 30%.

В течение четырёх лет, работая с детьми, я использовала задания из представленных выше методик. В результате на конец 4 класса имею следующие результаты: высокий уровень развития – 3 чел. – 11%, средний уровень – 15 чел. – 53%, ниже среднего – 5 чел. – 17%, низкий – 6 чел. – 19%. Качество знаний составляет – 18 чел. – 64%, а по окончании 1 четверти 5 класса – 23 чел. – 85%.

1. Эффект левой руки

Это упражнение, укрепляет нервные связи, а так же может создавать новые. Например, возьмите вашу ком. мышку в другую руку (если вы правша, значит в левую и наоборот) начните управлять ей. Если в результате у вас появится чувство неуверенности, неудобства и неловкости, не переживайте, ваш мозг учится новому навыку. Происходит это всегда, когда вы начинаете что то новенькое, неиспробованное, и каждый раз вы организовываете в своем мозгу новые связи между нейронами.

Ученые доказали, что этот эффект активизирует творческие способности и значительно улучшает пространственное воображение. Поэтому делайте это упражнение на ежедневной основе, не бойтесь браться за новые задачи (например: чистить зубы, писать, держать ложку и т. д.).

3. Спорт

Доказано, что человек который получает физические нагрузки (добровольные), то у него лучше и быстрее развивается мозг. В Институте биолог. исследований «САЛК» штат California, ученые пришли к выводу, что мыши, которые бегают в крутящемся колесе, в 2 раза больше клеток в части мозга, которая отвечает за память и изучение.

6. Дневник

Ведение дневника позволяет вам расширить границы вашего мозга. Пишите воспоминания, мечты, текущие события. Лучший способ — обзавестись своим блогом.

Какие упражнения бывают: 

Комбинирование чувств.  Слушайте музыку. Наслаждайтесь звуком дождя, ощущайте падение капель на ваши ладони. Ощущайте запах цветов. Всматривайтесь в облака и при этом занимаясь лепкой из глины.

Разрушитель рутины.  Ходите на работу новым маршрутом. Кушайте другой рукой. Идите в другой продуктовый магазин. Управляйте другой рукой компьютерную мышку.

Включение одного или нескольких ваших чувств в повседневные задачи.  Одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами, умывайтесь с закрытыми глазами. Можно общаться, используя только визуальные подсказки, т. е. молча.

Задержка развития речи у детей

Как приятно наблюдать за развитием собственных детей, в особенности, услышать их первые слова. Как только малыш осуществляет что-то новое, то начинает казаться, что собственное чадо умнее остальных и опережает развитие своих сверстников. То, что дети так быстро учатся говорить, является вполне естественным для них, и свойственным для всех здоровых и развитых детей. Но, приятные жизненные моменты, может омрачить такое заболевание, как задержка развития речи у детей.

Признаки задержки речевого развития

Начать волнение стоит уже в тот момент, когда ребенок абсолютно молчит в течение первых месяцев, либо звуки, произносящие им, не меняются в первые восемь месяцев жизни. Также, если ребенок никак не реагирует на зов и просит оказать внимание ему только плачем. Кроме этого, если он не узнает вещь по слуху и не может назвать предметы своими именами. Уже от 2 до 3 лет ребенок должен четко уметь формировать просьбы и составлять маленькие предложения, такие как: «мама дай», «я хочу вот это», «не буду это». Так он проявляет свои просьбы и желания. Если он не может четко разговаривать к 4 годам, нужно срочно бить тревогу. Обнаружив первые проявления задержки развития речи у детей, родители должны, в первую очередь, обратиться к невропатологу.

Упражнения для развития мозга ребенка

Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым и не отставал в развитии от своих сверстников. Существует много различных методик и комплексов упражнений для этого.

Существует методика развития мозговой деятельности ребенка с помощью кинезиологических упражнений. Такой метод представляет комплекс, специально подобранных, физических упражнений. Доказано, что эти упражнения действительно имеют эффект. Посмотрев это видео и следуя советам, вы самостоятельно сможете заниматься с вашим ребенком.

Пальцовки. Упражнения для развития мозга.

Хочу представить вам достаточно простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей.

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются "пальцовки". Это не мудры, а другие, динамические упражнения.

Упражнения "Пальцовки" развивают память, согласованную работу полушарий мозга, повышает скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции и пр. Выстраивает новые нейронные связи в коре головного мозга.

Кроме этого, упражнения имеют общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев.

Эти упражнения, пальцовки, из индийской йоги. Мне их показал и передал в свое время мой первый настоящий учитель по йоге и боевым искусствам.

Меню