Упражнения для развития внимания у детей с дцп

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП

Многие дети с ДЦП испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. У детей с ДЦП  часто отмечаются нарушения схемы тела. Ребенок с трудом воспринимает и запоминает части своего тела, затрудняется в определении правой и левой сторон, долго путается в определении направления. Детям трудно сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б — д, т — ш, з -е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям.

Развитие пространственных представлений составляет  важный раздел подготовки детей с церебральным параличом к школе. Формирование пространственных представлений должно проходить поэтапно. На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб… потрогай стопу, колено…» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представление о правой и левой руке. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует.

Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Важное значение в развитии пространственных представлений имеет восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы.

Если ребенок с церебральным параличом предоставлен сам себе, он не может приобрести необходимые сведения или у него сложатся неправильные представления об окружающем.

Очень важно, какими способами больной ребенок получает сведения об окружающем. Первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной жизненной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. В квартире ребенка нужно познакомить с обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают и гладят белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Много интересного можно показать ребенку из окна комнаты: улицу, движение транспорта, сад, животных и т. п.

Самые четкие представления складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с теми предметами, с которыми его знакомили; поэтому надо всячески стимулировать его активные действия. Если мать стирает белье, а ребенок наблюдает, желательно ему дать маленький тазик и все необходимое для стирки. Ребенок должен подражать действиям матери. Так же дается представление о глажении белья, о приготовлении обеда и т. д.

Важное значение для развития знаний и представлений об окружающем мире имеют прогулки. Также необходимо проводить специальные занятия с использованием картинок. Для ребенка с церебральным параличом важно, чтобы картина была четкой, достаточно крупной и располагалась в поле его зрения. Содержание картинок должно отражать тот круг предметов и явлений, с которыми ребенка знакомят в его практической жизни. На основе работы с картинками у ребенка формируют простые умственные действия, начальные обобщающие понятия.

Упражнения для детей с дцп

      К сожалению, дети с синдромом ДЦП в наше время не редкость. Их можно видеть повсюду: на улице с мамами и бабушками, на детских площадках, в магазине. Как жаль, что в нашей стране пока не так развиты специализированные центры для таких особых деток. Они так нуждаются в защите и ласке! Им необходимо комплексное обучение и воспитание. Они тоже хотят стать полноценными членами общества. Детский церебральный паралич с медицинской точки зрения не излечим. Однако, каждый родитель должен заботиться о своем ребенке, стараться сделать его жизнь комфортнее и лучше. Многие родители, воспитывающие таких необычных деток, интересуются, как правильно подобрать комплекс упражнений для детей с ДЦП?

Важный момент: все упражнения должны выполняться только в комплексе, а не отдельно, тогда эффективность от них становится выше. Конечно, ДЦП требует к себе пристального внимания и полноценного длительного лечения. Данные же упражнения просты в применении и могут выполняться в домашних условиях в качестве поддерживающего воздействия. При этом основной мерой влияния на организм должен быть массаж и медикаментозное лечение.

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям "Росинка" города Первоуральска"

Психологи и педагоги считают конструирование одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, так как в процессе конструирования в значительной степени формируются как познавательные и практические действия, так и диалектическое мышление.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника с детским церебральным параличом. Занятия конструированием не только способствуют развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формируют умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, способствуют развитию воображения и коммуникативных навыков.

Конструктивная деятельность может служить основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве. Упражнения с разборным игровым материалом играют важную роль в процессе совершенствования манипулятивной деятельности рук и в развитии пространственных ориентировок.

Обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способности к анализу, а также положительно сказывается на произвольной регуляции деятельности ребенка.

В процессе конструирования ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия:  разбирая образец на детали, а затем собирая их в модель, он на практике осуществляет анализ и синтез. Таким образом формируется способность к целенаправленной деятельности

Дети дошкольного возраста с нормальным физическим и психическим развитием, а больные ДЦП тем более, без специального обучения не владеют конструктивными умениями и навыками.

Поэтому особое внимание необходимо уделить подготовке и предварительному обучению детей с ДЦП, формированию у них начальных конструктивных умений и навыков.

Развивая мелкую моторику, пространственную ориентацию, общую координацию движений, необходимо уделять особое внимание и развитию речевой активности детей, а для этого следует побуждать их к речевому сопровождению собственных действий.

Перед ребенком выкладывается узор из счетных палочек, цветных  кубиков или разноцветных пуговиц одного размера и предлагается его повторить. Перед началом работы следует попросить ребенка поочередно показать правую и левую руки. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку выложить узор по памяти без зрительной опоры на образец, а затем – по словесной инструкции.

Взрослый и ребенок садятся напротив друг друга. У каждого – набор цветных счетных палочек. Взрослый выкладывает узор из палочек и предлагает ребенку повторить его. Перед началом работы следует обратить внимание ребенка на его правую руку, попросить поочередно указать на правую и левую руки сидящего напротив взрослого. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку выложить узор без зрительной опоры на образец, по памяти.

Ребенку предлагается построить дорожку или узор из цветных кубиков Никитина сначала по образцу, затем по памяти и словесной инструкции.

Взрослый начинает выкладывать узор из счетных палочек, цветных пуговиц, кубиков или зерен риса и гречки. Ребенку нужно понять логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно.

Ребенку предлагается выложить из шашек и/или крышек от пластмассовых бутылок различные постройки. Вначале строительство ведется по образцу, затем – по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной —  2-3-ступенчатой. Желательно введение соревновательного элемента: детям предлагается построить самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д.

Ребенку предлагается построить башню из  монеток, аккуратно укладывая монетки поочередно то правой, то левой рукой. При складывании постройки ребенок берет каждую монетку указанными взрослым пальцами (боль­шим — указательным, большим — средним, большим — безы­мянным, большим — мизинцем). Выигрывает ребенок, чья башня окажется самой высокой.

Ребенку предлагается, используя вертикальные и горизонтальные сгибы, складывать лист бумаги формата А4 пополам. Выигрывает ребенок, чей прямоугольник окажется самым маленьким. В данном упражнении оценивается также качество сгибов. Задание можно усложнить, предложив ребенку попробовать сложить квадратный лист бумаги размером 210*210 мм по диагоналям. Оценивается размер треугольника и качество сгибов.

Ребенку предлагается рассмотреть различные изображения животных из геометрических фигур и нарисованные геометрические фигуры (круги, квадраты, ромбы, трапеции, овалы, прямоугольники различного размера). После просмотра ребенок, определив и вырезав необходимые ему геометрические фигуры, конструирует из них животных. По окончании работы можно предложить ребенку составить сказку с участием созданных им персонажей.

Все описанные упражнения могут быть использованы родителями, а также включены в работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога  учреждений, оказывающих помощь детям с ДЦП.

Меню