Умственное развитие ребенка 5 месяцев

Текст методики

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо найти и исключить его. 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 5. Тополь, береза, орешник, липа, осина. 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры: лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая ссязь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля 2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр 3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы 4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка 6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач 8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна 9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... - одежда треугольник, квадрат... - фигура Придумай название к каждой паре: 1. Метла, лопата... 2. Шкаф, диван... 3. Окунь, карась... 4. День, ночь... 5. Осень, весна… 6. Слон, муравей... 7. Огурец, помидор... 8. Июнь, июль... 9. Сирень, шиповник… 10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (по Л. И. Переслени, 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются. При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

            ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.), 3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%), 2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%), 1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Эмоциональное и интеллектуальное развитие детей пяти месяцев

У ребенка пяти месяцев вместо общих реакций, появляется детализация чувств. Происходит дополнение оттенков выражаемых чувств: скука, ярость. Особый интерес у ребенка начинает вызывать общение с окружающими, бодрствуя, он желает видеть кого-то рядом. Когда с малышом разговаривают — он счастлив.

Можно заметить, что выполняемые действия и порывы ребенка приобретают осмысленный характер. Для родителей не так трудно распознать расположение малыша – ясно видно удовольствие и радость, красноречиво выражает ребенок возбуждение и недовольство.

По реакциям ребенка наглядно видно причины его обеспокоенности. Возьмите игрушку из его руки, и вы услышите его возмущенные крики или плач протеста, и наоборот, подойдите и погладьте кроху, улыбнитесь ему и он ответит вам улыбкой и веселым лепетом.

Ранее бессмысленное лепетание ребенка, в пятимесячном возрасте обретает тональную окрашенность, по силу малышу и смена темпа произношения, от размеренного до быстрого, перемена тихого говора на громкие восклицания.

При этом отдельные возгласы имеют вполне понятный заложенный посыл взрослым: «мне одиноко, скучно, возьмите меня на руки, поговори со мной», «я хочу потрогать тот предмет, дай его мне». Отчетливо видна и реакция на приближение взрослых или детей, в ответ на их приближение малыш ускоряет свою речь и восклицает, пытаясь привлечь внимание.

Процесс формирования зрительного и слухового анализатора малыша и дальше продолжается. На протяжении нескольких десятков минут ребенок может удерживать в ручках предметы и игрушки, изучать их на ощупь и рассматривать их. Основным методом добычи информации о предметах и материалах для пятимесячного ребенка является исследование их рецепторами рта, ребенок лижет игрушки и покусывает их.

Занимают ребенка и разнообразные звуки, исходящие от ударов или трясения предметов и игрушек. Звуки, доносящиеся из окружающего пространства, звучат для малыша по-разному, прислушивается ребенок, к примеру, к лаю домашней собаки или к звукам шагов матери. А реакцией на незнакомые звучания – становиться поворот головы к источнику звука. Ребенок реагирует даже еле слышные, тихие звуки: нежный шепот мамы, шуршание бумаги, ветер за окном.

Кроме этого, малыш начинает проявлять собственную самостоятельность, может сам поддерживать рукой грудь мамы или бутылочку в процессе кормления.

Кроха внимательно наблюдает за передвижениями и поступками взрослых, особый интерес вызывает лицо родителей, которое малыш внимательно рассматривает, когда они с ним разговаривают. Ребенок начинает распознавать их мимику, проявляя различные реакции на улыбающееся, удивленное или сердитое лицо взрослого. Малышу доставляет удовольствие подражание выражению лица мамы, кроме этого он копирует звуки, которые слышит от окружающих или «подпевает» несколькими отрывистыми слогами, когда мама поет ему колыбельную.

Родителям необходимо стимулировать попытки «говорение» малыша. Прислушивайтесь к попыткам малыша произносить не отдельные звуки, а несложные звукосочетания: «ыги», «гхы», и подобные этим, начинайте повторять за ним, тем самым, активизируя разговорную деятельность крохи. При появлении очередного звука в произношении, вновь повторяйте их за ребенком – это невероятно понравиться вашему малышу. Ближе к концу пятого месяца ребенок включиться в такой своеобразный разговор, начнет повторять за вами произносимые слоги.

Большой интерес ребенка в этом возрасте вызывает общение, на протяжении нескольких минут малыш может внимательно слушать песенки, прибаутки и разговор взрослого. Можно просто рассказывать все, что вы делаете, говорить простыми понятными фразами, по несколько раз повторять слова. Уже в пять месяцев ребенок пробует имитировать разговор взрослых и отвечать вам несложными звуками. Пропевая гласные звуки, повторяющиеся союзы слогов, вы можете обнаружить, что кроха повторяет за вами. Пятимесячный малыш может менять интонацию своих «гулений» и делать паузы.

Пятимесячный ребенок отлично знает мать, видя ее, у ребенка ярко выражается комплекс оживления. Он протягивает к ней ручки, поворачивает голову, начинает произносить всевозможные звуки, улыбается. Заметна в этом возрасте различная реакция ребенка на разные лица, кому-то он доверяет, с удовольствием общается, а некоторых боится и отказывается контактировать.

Плохо запоминая редко появляющихся людей, ребенок в состоянии отличить близкого человека, от постороннего. Затрагивает малыша и окружающая атмосфера в доме, видна бурная реакция ребенка на ссоры или резкие, громкие звуки, на которые малыш может отреагировать испугом, плачем, затиханием.

В пятимесячном возрасте ребенок не в состоянии отличать вымышленные рассказы мамы от настоящих, поэтому не рекомендуется во время общения имитировать злых сказочных героев – оставьте эти развлечения на более поздний период, старайтесь придерживаться доброжелательного общения с малышом.

Умственное развитие ребенка в 6 месяцев при помощи игр

На данном этапе жизни основными средствами умственного развития ребенка являются только игры, а правильно сформулированные и смоделированные ситуации в ней позволяют развивать память, выстраивать следственно-причинные связи и решать наипростейшие задачи.

Примеры

Игры такого строения можно использовать везде – на прогулке, при купании или дома, все зависит от маминой фантазии, ведь смоделировать ситуации очень легко, например:

Проводя ежедневно игры подобного рода, вы предоставляете возможность крохе не только действовать согласно инструкции, но также и развивать воображение, ведь для решения одной задачи зачастую находятся несколько способов. Именно поэтому, если малыш не хочет играть по вашим правилам либо схемам – не запрещайте ему совершать новые открытия не путем воспроизведения ваших действий, а  поиском собственного способа игры, ведь формирование всех способностей, в том числе и интеллектуальных, происходит в младенческом возрасте.

Меню