Умственное развитие детей раннего возраста

Организация взаимодействия родителей с ребенком раннего возраста в условиях семьи

“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте” (Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)

Дети – самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса, - это семья. Семья определяет то, какими будут дети, вырастающие в ней, на несколько поколений вперед.

Семья – первая школа воспитания растущего человека. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомиться с первыми предметами окружающей его жизни.

В жизни ребенка именно семье принадлежит главная, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления об окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи – полная абстракция. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей – трудное дело, требующее от родителей не только любви к детям, но и большой ответственности, выдержки, терпения.

Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовым положением о дошкольном учреждении, одна из основных задач детского сада – “Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”, поскольку это важный и по-своему сложный аспект педагогической деятельности[1].

Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, воспитателей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи ему это не под силу.

И поэтому необходимо найти союзников и единомышленников в родителях детей раннего возраста и вместе добиваться одной цели: формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка. Педагоги детского сада должны с терпением относиться к несформированной родительской компетентности вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах воспитания детей, помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные рекомендации. Успех работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями. Организация в детских дошкольных учреждениях родительских клубов являются одной из форм привлечения родителей к совместному сотрудничеству.

Задачи.

  • Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста;
  • Оказать квалифицированную помощь родителям при организации совместного взаимодействия на содержательном уровне.
  • Раскрыть роль семьи в решении проблем адаптации к ДОУ;
  • Развитие навыков сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.

Участники реализации программы:

Педагог-психолог, воспитатели, родители. Формирование группы происходит на добровольной основе. Занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди).

Периодичность занятий: цикл включает 6 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в 1 -2 месяца.

1 этап – Диагностический этап. На данном этапе осуществляется диагностика. Проводится анкетирование родителей: “Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в семье”, “Тест для родителей по организации жизнедеятельности ребенка”, наблюдение за ребенком “Измерение степени адаптации ребенка” (по исследованиям А.Остроуховой) [1].

2 этап – Информационный этап. Содержание воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей происходит обучение приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.

Групповая работа включает в себя проведение семинаров-практикумов, консультаций. Недостаточная грамотность родителей в вопросах педагогики и психологии приводит их к некомпетентности в воспитании своих детей, отсутствию взаимопонимания, доверия друг к другу. Данный материал поможет разобраться в особенностях развития детей, пересмотреть взгляды на воспитание.

3 этап – Аналитико-обобщающий. На данном этапе проводится контрольная диагностика по тем же методикам, что и на первом этапе.

Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития.

Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.

Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.

Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.

Содержание: Теоретические основы влияние мелкой моторики на развитие речи и мышления. Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук. Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой, игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики, колечки и т.д.). Рисование с карандашами и красками (примерная тематика рисунков: дорога для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца, клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и т.д.)

Содержание : Виды совместной деятельности: Общение (с взрослыми и детьми) – развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи где?” “Повтори за мной”, “Кто так кричит?”, “Покажи, где большой-маленький, красный-синий”; рассматривание игрушек; пение детских песен; ролевые игры (“Семья”, “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д.). Воспитание (Чтение книг; знакомство с окружающим миром, правилами поведения). Игровая и художественно–творческая деятельность (игры с песком, водные игры, конструирование гаража, забора, ворот, дома, башенки). Двигательная активность детей (игры в прятки, игры в мяч).

Цель. Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.

1.Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет.- М.: АРКТИ, 2005.

Развитие компетентности родителей детей раннего возраста Размещено

1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста.

О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Проблема общения в современном мире. 2. Потребности человека. 3. Связь потребностей и эмоций. 4. Синдром психофизического инфантилизма. 5. Эмоции в системе В.П.Ф. 6. Развитие эмоций в раннем возрасте. 7. Игры, способствующие развитию эмоций. 8. Заключение. 9. Список литературы.

Потребности человека

Душа человека, его духовный мир – это сочетание определённых потребностей, прежде всего, это стремление к познанию, к открытию нового, к общению, к духовности.

Физиолог академик П. В. Симонов и театральный педагог, кандидат искусствоведения П. М. Ершов сформулировали «потребностно — информационную теорию». Эта теория рассматривает потребности человека.

Но человек редко осознаёт свои исходные потребности. Трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого.

Синдром психофизического инфантилизма

Такие личностные особенности нарушают темп развития ребёнка, а в дальнейшем приводят к школьной неуспеваемости.

У детей с алалией часто проявляется синдром психофизического инфантилизма с недоразвитием эмоционально- волевой сферы при сохранном интеллекте. Это недоразвитие проявляется чертами незрелости, недоразвитием высших форм волевой деятельности.

Достигнув школьного возраста, такие дети остаются в кругу дошкольных игровых интересов и не могут включиться в школьную деятельность. Школа нередко выдаёт этим детям ярлыки: «лентяй» или «баловень». Но лень противоестественна детской природе. И это дети со слабой центральной нервной системой.

Развитие эмоций в раннем возрасте

Чтобы ребёнок заговорил, с ним надо общаться. Причём общаться не только с помощью слов и не только с того момента, когда ребёнок научится их дифференцировать, а задолго до этого (на основе взаимодействия с помощью прикосновений, совместных движений, обмена взглядами, жестами, мимикой, вокализмом).

Но чтобы ребёнок хотел общаться, делал это с удовольствием, необходимо, чтобы процесс общения был окрашен положительными эмоциями.

Используется игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Многие исследователи полагают, что массовые дефекты речи у школьников и дошкольников уходят своими корнями в ранний детский возраст и касаются эмоционально-выразительных паралингвистических предпосылок.

Меню