Диагностика развития ребенка должна быть

Диагностика личностного развития учащихся.

Оценка личностного развития учащихся начальной школы проводится в трех направлениях:

  • определение уровня и структуры мотивации;
  • диагностика самооценки в плане общего отношения к себе, а также отношение к различным сторонам своей личности (например, оценка волевых качеств);
  • отношение к другим и характер взаимоотношений с окружающими.
  1. Диагностика мотивации учебной деятельности (методика Н.Г. Лускановой ) важна для понимания причин реализации или не реализации потенциальных возможностей (способностей) в успешности. При низкой общей мотивации к учению важна вероятность того, что успешность также будет невысока, или будет иметь тенденцию к снижению в будущем (к среднему звену). Важно также по результатам диагностики выяснить причину негативного отношения к школе. Это может быть:
    • высокая сложность материала при невысоком интеллектуальном потенциале учащихся;
    • высокий темп освоения программы при замедленном типе восприятия;
    • большой объем информации для осмысления и запоминания, особенно при большой дополнительной нагрузке (внешкольные увлечения);
    • несоответствие типа восприятия и темповых реакций ученика и учителя, а также отсутствие взаимопонимания с учителем;
    • несложившиеся отношения в коллективе, отсутствие друзей;
    • неправильное поведение родителей в плане сопровождения учебного процесса, некорректное отношение к успехам и неудачам.
  2. Диагностика самооценивания и отношения к различным сторонам собственной личности (методика «Лесенка самооценки» ) также важна для понимания развития ребенка. Заниженная самооценка может быть причиной неуверенности в себе, в собственных силах и возможности достижения результатов в какой-либо области. Результаты оценивания личностных качеств могут служить дополнительной информацией для учителя в плане взаимопонимания с учащимся.
  3. Характер взаимоотношений с окружающими, наличие у ребенка друзей (или их отсутствие) также может быть причиной общего снижения мотивации и изменения отношения к школе (социометрия).

Показатели тревожности, эмоциональный фон и энергетика ребенка, а также данные по проективным рисуночным тестам снимаются при наличии личностных проблем и при индивидуальной работе с ребенком по запросу родителей или классного руководителя (тест Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера; проектировочные рисуночные тесты).

Определение структуры интересов и склонностей, как фактора повышения учебной мотивации

Дневник психологического развития ребенка 4–5 лет

В данной работе представлен один из возможных путей своевременной помощи детям среднего дошкольного возраста – организация в детском саду системы работы, направленной на предупреждение и своевременную коррекцию психологических нарушений.

Диагностика детей среднего возраста является частью общей системы, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.

Общеизвестно, что традиционно психологическая работа с дошкольниками начинается с пятилетнего возраста. Но очень часто это бывает слишком поздно, чтобы исправить все уже сформировавшиеся нарушения. Задача педагога - психолога на этапе младшего дошкольного возраста на основе наблюдения выявить общую картину взаимообусловленного когнитивного, аффективного, социально – эмоционального развития младших дошкольников.

Каждый педагог должен не только хорошо знать, какие сферы деятельности являются для ребенка наиболее проблемными, но и понимать причины возникновения этих проблем. Только в этом случае мы можем говорить об индивидуальном подходе к обучению детей с проблемами развития. Педагог не может справиться с такой большой задачей в одиночку. Для обследования ребенка с целью качественного анализа дефекта ему требуется помощь специалистов.

Познавательная сфера.

  1. Внимание: концентрация, распределение и переключение.
  2. Память: слуховая, зрительная
  3. Мышление: обобщение, классификация
  4. Восприятие: форма, величина, цвет
  5. Воображение: воссоздающее воображение.
  6. Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является набор специально разработанных и подобранных методик.

    Таким образом, как участник построения модели психолого-педагогического сопровождения в профилактики психоречевых нарушений у детей нами составлена система работы, которая включает в себя:

    - проведение диагностического обследования в форме “Динамического дневника развития познавательной сферы ребёнка среднего возраста”

    для выявления соответствия или несоответствия возрастной норме и представление полученных данных на ПМПк, ПМПК;

    - система корекционно-развивающих игр и упражнений, способствующие развитию психических функций у дошкольников.

    Мы вправе сказать, что организованная таким образом система работы со средними дошкольниками действительно направлена на предупреждение у них психоречевых нарушений и, следовательно, является наиболее эффективным и действенным путем психологического воздействия на формирование и коррекцию высшей нервной деятельности детей в сензитивный период их развития.

    Совет 1: Как проводят диагностику развития дошкольников

    Детей в возрасте до 6 лет принято делить на две возрастные группы: от рождения и до 3 лет – младенчество, от 3 до 6 лет – дошкольники. Существуют как диагностики развития, подходящие для обеих групп, так и отдельно для каждой. В данном случае речь пойдет именно о диагностике дошкольников. Она, как правило, проводится по шести направлениям: диагностика речи, мышления, памяти, внимания, личности и навыков учебной деятельности.

    По данным психологов, у ребенка в этом возрасте должны быть сформированы три аттенционных (т.е., связанных с вниманием) умения. Во-первых, ребенок должен уметь выполнять задания с постепенно повышающимся уровнем сложности. Во-вторых, он должен удерживать в голове инструкцию в течение всего занятия. Если малыш во время занятия забывает, что именно от него требуется, значит, существуют определенные проблемы с развитием внимания. Третье умение – навык самоконтроля. Что касается конкретных методов диагностики, то это задания типа «Найди две одинаковые картинки», «Найди 10 отличий», «Какие перемены произошли на картинке?», «Пройди лабиринт» и т.д.

    Диагностика памяти проводится по трем основным направлениям – кратковременная, долговременная и ассоциативная память. Никаких количественных характеристик развития памяти нет. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, необходимо подбирать аналогичные упражнения и проводить до тех пор, пока у него не начет получаться. К методам диагностики кратковременной памяти относят следующие задания: перед ребенком раскладываются картинки или игрушки. Он старается запомнить порядок, затем закрывает глаза – картинки перекладываются или их часть убирается. Ребенок должен сказать, что изменилось. Или же рассмотреть тот или иной рисунок, а затем максимально подробно воспроизвести его по памяти.

    Для диагностики долговременной памяти можно предложить ребенку тест из нескольких вопросов. Например, «Сколько окон в твоей квартире?», «Что ты ел вчера за ужином?» и т.д. Чтобы диагностировать ассоциативную память, даются задания на составление связей, например, дерево и лист или дом и окно.

    В этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, поэтому и задания должны быть соответствующими. Например, можно показать малышу картинку, на которой изображена та или иная ситуация. Пусть рассмотрит картинку и расскажет, что на ней происходит. В зависимости от ответа, уровень развития мышления оценивается по шкале от 1 до 4. 1 – ребенок сразу включился в работу и подробно описал происходящее на картинке, 4 – ему сложно включиться в работу, он не может рассказать, что происходит на картинке.

    Может проводиться по самым разнообразным направлениям. Типы заданий: «Придумай как можно больше слов на букву…», «Составь из слов предложение», «Прослушай небольшой текст и перескажи его». «Подбери к слову рифму» и т.д. По совокупности результатов определяется общий уровень развития речи у ребенка.

    Эту диагностику проводят у детей 5-6 лет, чтобы определить, насколько ребенок готов к принципиально новой для него деятельности – учебной, ведь скоро ему придется отправляться в школу. Существуют кардинальные различия между учебной деятельностью в школе и игровой, которая была в детском саду. Одно из главных отличий – обязательность первой, умение сконцентрироваться на задании. Одна из диагностик называется «Бусы». Попросите ребенка нарисовать пять бусинок, соединенных одной ниткой, проходящей строго через центр каждой бусины. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синей. Другая методика называется «Рисунок по клеточкам». Ребенок должен поставить карандаш в точку на пересечении клеточек. Затем ему диктуют, на сколько клеточек и куда он должен двигаться. В итоге долен получиться рисунок, именно такой, какой ему продиктовали. Подобные диагностики также оцениваются по четырехуровневой системе.

    Диагностика личности предполагает самое обширное количество исследуемых вопросов. Это и отношение к себе, и уровень самооценки, и детское самосознание и осознание половой принадлежности и т.д. Наиболее часто используемые методики – тесты в картинках, тесты типа «Нарисуй себя», «Нарисуй свою семью» и т.д.

    Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

    С точки зрения Д. Б. Эльконина, изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения.

    Первым исследовал содержание представлений о мире и о физической причинности знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он выделил три больших периода становления причинности. От рождения до четырех лет ребенок чаще всего использует магические объяснения причин происходящего вокруг него - объясняет происходящее волшебством. С пяти до девяти лет на первый план выходят анимистические объяснения. Ребенок одушевляет окружающий мир. Он вполне может представить себе шагающий шкаф, поющий будильник, разговаривающую собаку и т. п. На анимизме детского мышления строятся сказки и анимационные фильмы. И лишь с десяти лет постепенно исчезают эти детские формы объяснения причинности, и им на смену приходят рационалистические обоснования внешнего мира.

    Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.

    Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда вместо объяснения ребенок связывает «все со всем» и дает не аргументы, а описание ситуации.

    Меню