Творческое развитие детей от 1 года

Творческое развитие ребенка

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех. В.А. Сухомлинский.

Определений творчества много, но практически все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве. Отсюда можно дать следующее определение творчеству — это создание нового в любом из проявлений жизни.

Творчество — это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим — состояние "здесь-и-сейчас". Величайший Творец — это Природа и в миг творчества человек как никогда близок к Природе.

Дети очень близки к Природе и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни, что бывает далеко не всегда.

В докладе «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном Международной комиссией по образованию для XXI века Юнеско отмечается: «В быстро меняющемся мире, одним из главных двигателей развития, которого, по-видимому, является новаторство как в экономической, так и в социальной области, особое место, без всякого сомнения, должно принадлежать воображению и творчеству, которые являются наиболее яркими проявлениями человеческой свободы и которые могут оказаться под угрозой в результате определенной стандартизации индивидуального поведения. XXI век нуждается в разнообразии талантов и личностей, причем речь идет не только о выдающихся людях, существование которых является совершенно необходимым в любой цивилизации. В связи с этим необходимо представить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, спортивной, научной, культурной и социальной областях, которые должны дополнить интересные рассказы о том, что сумели создать в этих областях предыдущие поколения или их современники. В школе искусство и поэзия должны занять более значительное место, чем то, которое во многих странах отводится им в рамках образования, ставшего скорее утилитарным, чем культурным».

 Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны родителей, их отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления.

 Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

 Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.

Программа по декоративно-прикладному творчеству "Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната"

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту… Важно только, чтобы за призывами следовал труд». Б.Н.Сухомлинский

Программа « Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.

Цветы! Что может быть прекрасней. Они знакомы нам с самого рождения. Первый одуванчик, первый «запуск» созревших парашютиков. Цветы – это праздник, это радость и ожидание чуда! Что ещё может быть плодотворней, чем тема посвящённая цветам для развития творческого потенциала детей их фантазии и воображения, способности видеть прекрасное и ценить каждый миг общения с природой.

Ранняя профориентация происходит в дополнительном образовании, оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. Воспитанникам интернатов, оторванных от реальной жизни, имеющих душевные раны, а зачастую физические и умственные отклонения, и асоциальное поведение особенно важно найти возможность реализовать себя и свои интересы в жизни, иметь возможность стать полноценным гражданином страны. Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

Образовательная программа «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» в связи со спецификой образовательного учреждения неограниченна возрастными рамкам, но исходя из опыта работы, можно предположить, что основную массу детей составят воспитанники 2-6 классов, они и будут являться постоянной частью обучаемой группы, остальные дети будут «подвижной» частью коллектива. Набор воспитанников в творческое объединение будет свободным, единственный критерий – желание работать. Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные ранее. Программа рассчитана на два года по 3учебных часа 2 раза в неделю, и её объём составляет – 216 часов в год и 432 часа за два года. Программа состоит из 4-х разделов: цветы в красках; цветы и бумага; цветы и нити; цветы из бисера. Во время каникул планируется работа творческого объединения в направлении дизайна и декорирования с использованием «ненужных» бросовых материалов с целью обучения детей бережного и экономного использования ресурсов и умения из любой вещи сделать произведения искусства.

Основные отличия образовательной программы «Цветы» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

Цель программы: Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов.

Средством достижения цели и задач прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.

В программе планируются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие творческие склонности и интересы.

Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, результативность, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по данной программе.

Программа «Цветы» предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Структура программы. Вся программа состоит из 4-х разделов: цветы в красках; цветы и бумага; цветы и нити; цветы из бисера.

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов (смешивание красок, сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами и т.д.), знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.

Композиция, основные цвета, составные, осветлённые и затемнённые тона, гуашь, пастель, перспектива, свет, тень, полутень, рефлекс, собственная тень, блик, мазок, линия горизонта.

Ножницы, шаблон, угольник, схема, таблица, плоскость, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр, разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание.

Аппликация, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона, развертка, чертеж, размер, линия, шкала, линейка, длина, ширина, высота.

Крест, полукрест, канва, мулине, счётная вышивка. Воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом.

Творческое развитие

Творческое развитие ребенка – это не обязательно воспитание именитого композитора, писателя или художника, а лишь одна из составляющих гармоничного и всестороннего развития личности. Возможно, в процессе творчества у малыша откроются определенные таланты, развивая которые он придет к знаменитости. Если нет – он просто получит удовольствие от процесса развития и овладеет определенными, необходимыми ему в жизни навыками.

Зачастую родители ограничивают творческую деятельность малыша, боясь, что кроха испортит, испачкает что-то в квартире. Но при правильной организации творческий процесс учит и аккуратности, порядку.

Важно познакомить ребенка с материалами для творчества в самом раннем возрасте и постоянно сопровождать процессы познания этих материалов ребенком. Пробуя, творя, малыш не только учится созидательной деятельности, эмпатии, чувственности, развивает воображение и пространственное мышление, он дает Вам материал для психологической диагностики своей личности.

Рассматривая рисунки, вылепленные фигурки, сконструированные малышом замки, Вы узнаете все о потаенных уголках его души. Важно не критиковать произведения крохи, а умело направлять его деятельность по правильному пути развития, от простого к сложному. Не раздражайтесь, если кроха что-то не понимает или не может сделать, показывайте снова и снова, терпеливо и вдохновенно.

Сопровождая творческий процесс рассказами и песнями, Вы не только весело проведете время, но и бессознательно разовьете речевую активность ребенка.

Конструктор из зубочисток

◈ Из пластилина скатайте маленькие шарики. Попробуйте построить дом. Соорудите кубик, затем попробуйте собрать крышу, и т. д.

◈ Можно дать детям задание, чтобы они сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом объяснили вам, что им удалось собрать.

Охотники

◈ Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложите четыре пальца вместе, большой палец отведите — это «берлога медведя». Одну палочку поставьте у входа в «берлогу», слегка уперев один ее конец в основание указательного пальца. Это — «медведь». Отмерьте от медведя расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии положите на стол четыре палочки, концами к берлоге. Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы правой руки — четыре «охотника», четыре палочки — «пули». Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться пулями «убить» медведя (сбить палочку).

Меню