Творческое развитие детей в детском саду

Атрепьева Людмила Валерьевна

Основная деятельность методиста это:

  • оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту.
  • Решении актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе,
  • Адаптации к новым условиях образовательного процесса,
  • Планировании и организации профессионального развития и совершенствования.
  • Помощь методиста состоит в эффективном доведении до работника образования информации о новых условиях в форме текстов с необходимыми ссылками (как правило, размещаемых в Интернете, а также в бумажной форме), массовых бесед, обсуждений. Принципиальным является реагирование методиста на все возникающие в связи с новыми условиями вопросы. Эти вопросы задаются на обсуждениях, педсоветах. Индивидуальное занятие методиста с работником образования является наиболее ценным и дефицитным ресурсом методической деятельности. При планировании индивидуального занятия методиста с работником последний представляет перечень направлений и вопросов, в которых он ожидает продвижение в ходе занятия, этот перечень корректируется и дополняется методистом. Методист формулирует индивидуальное задание для педагога, выполнение которого необходимо до проведения занятия, получает отчет о результате выполнения задания, проводит само занятие, формулирует задание для выполнения после занятия, фиксирует результат занятия непосредственно после него и отсроченный. У воспитателя очень много работы с детьми, ему сложно искать литературу в методкабинете. Методист подбирает нужную литературу по требованию педагога, помогает в подготовке к проведению занятия.

    Когда ребята освоят приемы сгибания, можно предложить им стать изобретателями. Может быть, они смогут приобрести свою поделку.

    При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

    Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем им можно предложить сделать различные композиции из знакомых фигур. Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Выполнять работу воспитанники могут, пользуясь чертежами.

    Все изготовляемые поделки можно поделить на следующие группы:

    1. Разнообразные животные мира;
    2. Конструирование цветов растительного мира;
    3. Конструирование домов и транспорта;
    4. Тематические композиции.

    Руководствуясь гуманистическими принципами, работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов в области народных до творческой самореализации.

    Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

    Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

    • “забываю” как складывается бумажная игрушка;
    • “ошибаюсь” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
    • “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

    В работе с дошколятами для усвоения материала использую элементы игровой технологии Е.С.Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

    • сторона квадрата – “сестра”,
    • угол – “брат”,
    • диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т.д.

    Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. “Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…”

    Практикую технологию мастерских, направленную на создание благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся. Механизм реализации данной технологии – использование проблемного подхода, поисковых и

    диагностических методов. Воспитаннику предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем, знания не даются, а выстраиваются педагогом.

    В своей деятельности практикую метод творческого проектирования, где дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Отдаю предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей.

    Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

    1. Поощряю
    ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного “я”);
  • Не мешаю
  • желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  • Уважаю
  • точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т.к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то “не так”, сказать “не так” (боязнь ошибиться);
  • Творю и играю
  • вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями;
  • Не навязываю свою идею,
  • наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка;
  • Вношу разнообразие
  • в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

    Использование искусства оригами в начальном техническом моделировании помогает мне как педагогу в воспитании всесторонне развитой личности ребёнка.

    На занятии обучающийся проявляет своё “я”. Пробует себя в роли изобретателя. Пусть даже из всей небольшой группы один - два ребенка пытаются сложить что-то свое, это уже неплохо – соотношение явно больше, чем между исполнителями и сочинителями музыки.

    Занятия оригами проводятся, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше), русского языка (составление рассказов по сделанным иллюстрациям), чтение (сочинение небольших стихотворений к поделкам). Для малышей складывание несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить комнату к празднику, сделать подарки для родителей.

    В процессе работы у воспитанников развивается фантазия, приобретаются навыки работы с ножницами, клеем. Дети эстетически осмысливают сделанные поделки.

    Ребята умеют бережно и экономно использовать материал (бумагу). То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам, (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал). Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, интеллектуальным, приносит детям радость. Кто знает, быть может, из ребят, занимающихся оригами, вырастут всемирно известные архитекторы и дизайнеры.

    И последний довод в пользу оригами – его относительная дешевизна. Ведь, кроме квадратика бумаги, для занятий оригами практически ничего не требуется.

    Список используемой литературы:

    1. Ашшкационные работы в начальных классах” И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. Москва “Просвещение” 1990 г.
    2. “Чудесные поделки из бумаги”. З.А. Богатеева. Москва “Просвещение” 1992 г.
    3. Журнал “Мурзилка” № 8 1994 г.
    4. Журнал “Начальная школа” №2 1992 г. “Художественное конструирование из полоски и сложенного листа бумаги” М.Н.Фишер, Э.Н.Сертюкова № 6 1993 г. “Оригами в школе” С.Ю.Афонъкин.,
    5. № 8 1989 г. “Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения” С.И. Маслов.
    6. № 1 1993 г. “Межпредметные связи в трудовой подготовке младших школьников” Н.Э. Изергина. “На уроках трудового обучения С.П. Руссков.
    7. № 1 1994 г. “Уроки ручного труда. Обучение, воспитание и развитие – с первых шагов” Н.М.Конышева, № 9 1990 г. “Оборудование уроков трудового обучения” С.И.Маслов.

    В продолжении темы: Обсуждение статьи Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой. Детский сад 50. Конспект занятия

    Ход занятия

    1. Летом в огороде при любой погоде солнышко сияло,     У плетня стояло. Солнышко погасло – получилось масло.

        Посадили зернышко – вырастили солнышко.     Это солнышко сорвем – много зерен соберем.     Их пожарим, погрызем, а приедут гости – им дадим по горсти.

    2. Что мы с вами видели на прогулке? (Подсолнух) Мы смотрели на подсолнухи издалека, а теперь давайте рассмотрим вблизи. (Внос срезанного растения)

    Подсолнечник – высокое однолетнее растение с толстым стеблем. Листья похожи на сердечки. Какого они цвета? Огромные сложноцветные цветы. В середине цветы мелкие, собранные в круглую корзинку. По краям растут, похожие на лепестки цветы. Какого цвета? Большие, яркие цветы привлекают множество насекомых. Муравьи собирают сладкую пыльцу. Почему называется “пыльца”? (Похожа на пыль) Попробуйте пыльцу на вкус. Какая она? (Сладкая) Пчелы прилетают за нектаром и делают мёд. Подсолнух – хороший медонос. Как можно назвать мёд, собранный с подсолнечника? (Подсолнечный) Когда мелкие цветочки в корзинке отцветают, начинают созревать черные семечки – любимое лакомство взрослых и детей. Сначала выращивался как декоративное растение, потом научились добывать из него масло, которое так и называется – подсолнечное. Еще из семечек подсолнуха делают халву и козинаки. (Желательно дать детям рассмотреть, понюхать и попробовать на вкус изделия из подсолнуха)

    Подсолнечник или подсолнух так называется, потому что он весь день поворачивает свою головку вслед за солнцем. Подсолнух значит “под солнцем”.Утром он смотрит на восток, где солнце встает, а вечером на запад, где солнце садится. Да и сам цветок подсолнуха похож на солнышко.

    3. В плоское круглое донце вплели лепестки от солнца, Черные бусины-семечки в ряд – любимое лакомство птиц и ребят!

    5. Посмотрите, за изгородью у нас выросли подсолнухи. Но подул сильный ветер и сорвал все цветы. Давайте поставим их на место, а когда эти подсолнухи созреют, они отблагодарят нас семечками. Вот донце подсолнуха. Какого оно цвета? (Черного) Почему? (Семечки почти созрели) Какой формы? (Круг) А лепестки мы нарвем из бумаги какого цвета? (Желтого) Когда нарвем, намажем лепесток клеем с белой стороны, но не весь. Приклеим к нарисованному кругу, не выходя за него. Сверху приклеим черное донце. Края лепестков воспитатель ножницами загибает, чтобы цветы выглядели натуральнее. Осталось приклеить солнышко, и композиция готова. Сколько получилось у нас цветов? Покажите высокий и низкий.

    Меню