Стадии развития ребенка фрейду

Особенности психического развития в раннем возрасте

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой - дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Условия развития предметных действий

Другим генеральным фактором развития является освоение ребенком предметных действий. Процесс их развития идет от манипулятивной деятельности, элементы которой можно наблюдать в младенческом возрасте (акты хватания и подражания), к собственно предметной.

Соотносящими действиями называют такие действия ребенка, как складывание матрешки, нанизывание колец пирамиды, закрывание коробки крышкой, складывание кубиков и тому подобные (1 год 3 мес.).

Орудийные действия - это те, в которых способ действия жестко фиксирован назначением предмета (к примеру, ложкой едят, карандашом рисуют, молотком стучат и т.п.). Освоение орудийных действий возможно при помощи взрослого. Например: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку. Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится - стоит ли на колесах или вверх колесами. Для ребенка в это время характерно тяготение к большому числу предметов. Через их освоение создаются условия для нового вида деятельности - игры и ее продуктивных вариантов: рисования, лепки,конструирования.

Каковы же условия развития предметной деятельности ребенка. Прежде всего, это наличие игрушек: пирамидки, матрешки, вкладыши различной величины, цвета, формы, сделанные из разных материалов. Мы видим, что такие игрушки нужны ему для развития соотносящих действий.

Наряду с ними ребенок нуждается в игрушках для развития орудийных действий: куклы, машинки, наборы строительного материала и т.п. Обязательным условием является совместная игра с ребенком. Освоение орудийных действий более эффективно идет в совместной игре со взрослыми.

Много или мало должно быть игрушек? Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.

Анализ развития предметной деятельности ребенка позволяет понять причины появления новой социальной ситуации развития в раннем детском возрасте и ее содержание. Дело в том, что манипулируя с предметами и выясняя их свойства, что можно видеть еще у младенца, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и способы употребления этих предметов. Именно это и составляет основное противоречие данной социальной ситуации развития. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве -это взаимодействие: «ребенок - предмет - взрослый». Без взрослого ребенок не в состоянии овладеть человеческими способами употребления предметами. Основной мотив деятельности ребенка заключается в предмете. И потому предметная деятельность, выступающая в этом возрасте в качестве ведущей, как раз и направлена на усвоение ребенком с помощью взрослого способов действия с предметами.

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит развитие речи.

Пять стадий развития детского рисунка

Сегодня мы поговорим о детском творчестве. И в первую очередь, чтобы родители могли трезво оценивать возрастные возможности своего ребенка, опишем пять стадий развития детского рисунка (то же самое "в вольном переводе" можно отнести и к другим продуктам детского творчества):1 стадия. Лишенные смысла штрихи. Ребенок просто пробует манипулировать с новыми предметами…

Сегодня мы поговорим о детском творчестве. И в первую очередь, чтобы родители могли трезво оценивать возрастные возможности своего ребенка, опишем пять стадий развития детского рисунка (то же самое "в вольном переводе" можно отнести и к другим продуктам детского творчества):

Ребенок просто пробует манипулировать с новыми предметами (карандашами, бумагой), подражая в своем поведении действиям взрослого.

По результатам, которые можно видеть на листе, очень похоже на те же бессмысленные штрихи, но по характеру переживаний самого ребенка, это принципиально другой уровень.

Малыш старается изобразить что-то конкретное, однако без помощи самого художника вы вряд ли сможете установить, что изображено на рисунке. Отдельные части изображаемого ребенок рисует по мере того, как вспоминает об их существовании, поэтому ни о каком целостном образе речи не идет. Однако появляющееся у ребенка желание по завершению работы объединить эти детали в единое целое хотя бы формально (например, разбросанные по листу нос, рот и глаза обводятся в один большой кружок, хотя от этого по-прежнему мало похожи на целостное лицо) является критерием скорого перехода на новую стадию.

Начинается около четвертого-пятого года жизни и может тянутся очень долго, раньше считалось, что даже до одиннадцати-двенадцати лет, хотя это, пожалуй, все-таки перебор. Схемы все более конкретизируются, однако по сути изображение все равно остается схематичным (например, рисование человека начинается с так называемых "головоногов" - голова и отходящие от нее ножки, затем по мере роста ребенка образ уточняется, появляется туловище, конечности, шея, конкретизируется лицо и т.п.).

Хаpактеpизуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов, так же происходит существенное обогащение тем и жанров рисунков. Однако изображение по-прежнему контурное (не объемное), непропорциональное и прозрачное (сквозь одежду человека, например, видны ноги и руки)

Если вы вдруг не знали этого раньше, но дочитали эту теоретическую часть до конца, то вы теперь понимаете, что требовать шедеврального полотна от трехлетнего малыша просто несерьезно. А это одна из наиболее часто встречающихся причин, по которой дети утверждают, что "не умеют рисовать" - неадекватные детским возможностям ожидания родителей.

Итак, не ждите от ребенка выдающихся художественных произведений, помните о том, что на каждом возрастном этапе у ребенка свои возможности, которые вы можете помочь ему реализовать.

Всю жизнь или учит или учится, или и то и другое одновременно:) Учила детей, подростков, педагогов, училась быть психологом в институте, воспитателем в детском саду, ведущим развивающих занятий на работе, арт-терапевтом и Монтессори-педагогом на повышении квалификации. Последние несколько лет учится быть мамой двух замечательных мальчишек.

Стадии развития согласно Пиаже

Отчасти в результате наблюдений за собственными детьми Пиаже проявил интерес к взаимоотношениям между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимодействиями со средой. Пиаже видел в ребенке активного участника этого процесса, а не пассивного «реципиента» биологического развития и навязываемых извне стимулов. В частности, по мнению Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится («А что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?»; «А что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?»).

Меню