Диагностика развития ребенка в раннем детстве

Основные задачи развития в раннем детстве

Несмотря на то, что соединение и отделение являются двумя основными задачами развития ребенка в период от рождения до трех лет и от трех до шести лет, существуют и другие важные задачи этого периода развития.

Врожденные формы психики и поведения.

Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных — атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания). К моменту рождения ребенка кора больших полушарий мозга еще полностью не сформировалась: количество отростков у нервных клеток очень мало и они еще не покрыты миелиновой оболочкой.

Результатом является быстрое распространение возбуждения по коре и трудность образования условных рефлексов. Однако такое обстоятельство следует рассматривать как положительное, так как младенец обладает большими возможностями для усвоения нового опыта. Эксперименты, проводимые с детьми, возраст которых всего 1,5 суток, показали, что при воздействии на орган зрения цветовых раздражителей в коре регистрируются различные электрические потенциалы, что означает возможность формирования условных рефлексов. Укажем некоторые условные рефлексы, которые образуются у ребенка уже на первом месяце жизни. Рефлекс голодного возбуждения может сформироваться уже на 5–7 день жизни. Если ребенка кормить строго через определенные периоды времени, то он быстро привыкает к режиму, просыпается и криком показывает, что ему пора есть. Рефлекс на положение под грудью проявляется к концу второй недели жизни. Его суть в следующем: если с первых дней жизни мать кормит ребенка грудью, для чего берет его на руки и придает определенное положение под грудью, то уже на 9–15 день матери достаточно взять ребенка на руки и придать обычное для кормления положение, чтобы младенец начал производить сосательные движения, хотя слизистая рта ребенка не раздражается. Итак, в новорожденный период еще возможно наблюдать проявление врожденных форм поведения, формирование же условных рефлексов начинается на первом месяце жизни.

Личностные новообразования младенчества.

Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2–3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления. Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений:

Таким образом, можно предположить, что личностное формирование ребенка начинается уже на первом году жизни, но внешне это проявляется позднее. Есть данные, говорящие о том, что многие личностные качества, проявляющиеся, прежде всего, в отношениях с другими людьми, корнями уходят во взаимоотношения матери с младенцем. Уже с первых дней жизни малыши своеобразно реагируют на речь взрослых, воспроизводя в движениях ритм произносимых слов. Производился покадровый анализ видеозаписи движений рук и пальцев новорожденного, который показал, что при обращении к нему взрослого ритм их микродвижений совпадал. Такое синхронное взаимодействие до сих пор выявлено только у человека. Экспериментально также удалось выявить у новорожденных способность к подражанию. Даже шестидневные малыши высовывают язык, открывают рот, глаза, если подобные движения производит мать, и это не является результатом совпадения. Итак, личностное развитие ребенка начинается уже на первом году жизни.

Опросник для родителей, уточняющего состояние предречевого и раннего речевого развития ребенка

Речевое развитие до 1 года: -Наличие двуязычия в семье -Прерывалось ли речевой развитие и по какой причине -Гуление (2-3 мес или позже) и гуканье(3-4 мес или позже) -Лепет(4-8 мес или позже) -Первые слова (10-12 мес или позже) -Первые фразы (1,5 –2 года или позже):слова-предложения и предложения из 2-х или более слов -Фразовая речь (2,5-3 года или позже) - Соотношение понимания речи (пассивной речи) и активной речи

Речевые пробы для диагностики развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка I. Называние объектов. Покажите - ребенку несколько простых объектов: бутылочку, "куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?" Нормативы: 18 мес. — называет 1 объект; 2 года — называет 2—5 объектов; 2,5 года — называет все объекты Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.

II. Идентификация изображений по названию. Покажитеребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: "Где кошка?" или "Покажи мне кошку, платье и т. д." Нормативы: 18 мес. — указывает 1—2 картинки правильно; 2 года — указывает на 5 картинок Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.

III. Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, само лет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шор ты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?" Нормативы: 2 года — называет 3—4 картинки; 2,5 года — называет многие картинки из групп животные, люди, посуда, одежда, мебель; 3 года — называет все, за исключением 1—2 картинок, из групп: животные, люди, посуда, одеж да, транспорт, мебель; 3,5 года — называет практически все картинки Задание проверяет развитие способности называть изображения, а также словарь ребенка.

IV. Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д. Нормативы: 18 мес. — выполняет 2 инструкции; 2 года — выполняет 4 инструкции; 2,5 года — выполняет больше 10 инструкций Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.

Б) попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т. д. (в речи ребенка это отражается в появлении неправильных слов типа "пальты", "трепак" и т. д.);

В) владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений (ребенок 3,5 лет уже легко может трансформировать фразу: "Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой еще" во фразу: "Тетя сказала, что она хочет поиграть со мной еще");

Д) использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которых происходили в других местах и в прошлом);

Е) использование речи в таких целях, как размышление, предположение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться позже, может не случиться, о вероятностных событиях); ж. развитие способности ведения диалога, поддержания темы (норма: дети старше 3,5 лет легко придерживаются темы в диалоге, могут сообщить что-то новое на эту тему);

Ж)развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3,5 лет могут попросить повторить, что Вы им сказали, если они Вас не поняли или не расслышали; они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому);

З) существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3,5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь, при этом они могут сделать это вежливо, используя что-нибудь, кроме "пожалуйста", а также какими-нибудь обходными путями);

И) развитие разных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой).

Психологическое исследование речевого развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его экспрессивной и импрессивной речи, характеристики психологической структуры отдельных речевых проб в процессе выполнения заданий. Делается заключение о соответствии или нарушении речевого развития на основании сопоставления с общевозрастными нормативами.

Вопросы к анализу конспекта занятия

Соответствует ли программное содержание возрасту детей? Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи? Какие предусматривались воспитательные задачи? Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения? Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать виды детской активности). Были ли в занятии игровые моменты? Каковы варианты усложнения занятия? ПАМЯТКА: при анализе конспекта занятия первое слово предоставляется воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988. 2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич. — Спб., 1995. 3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 1985. 4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971. 5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. 6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М., 1986. 7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994. 8. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993. 9. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993. 10 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 1985

Дополнительная: 1. Богуславская 3. М.,Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991. 2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г.,Венгер Н. Б Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988. 3. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991. 4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985. 5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981. 6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989. 7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 198

Меню