Стадии развития ребенка от 0 до года

Развитие ребенка от 0 до года.

Помните, что ребенок — это индивидуальность. Каждый малыш развивается по-своему: кто-то в чем-то быстрее, кто-то помедленнее. Итак, разберем по месяцам:

Движения новорожденного ребенка  не координированные. Ручки согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе.

Если вы научитесь «читать» язык движений вашего малыша, то сможете ему во многом помочь. При вздутии животика ребенок может активно стучить ножками, выгибаться, а при неприятных ощущениях в ушке. активно крутить головой.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Новорожденные слышат и могут легко определить голос мамы. По запаху может узнать маму с рождения и почувствовав запах грудного молока, активнее искать губами сосок. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять вас как чужого человека и отказаться от кормления.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. И во сне ребенок воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, содрагаясь всем телом, морщит лоб,  закрывает глаза или  на лице появляется выражение испуга, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где взрослые постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Ласковый доброжелательный тон в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

В начале 1-го месяца дети начинают уже "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на предметах. Первые "объекты" повышенного внимания  у малыша - это лица самых близких людей - тех, кто ухаживает за ним.

К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей и поворачивать голову к источнику звука. За движущимся предметом следят не долго.

Если разведете пальчики ребенка и положите ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

На 2-м месяце движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, долго их рассматривает, задевает и толкает руками. Самостоятельно захватить ладонью игрушку еще не может. В вертикальном положении ребенок начинает держать голову, а лежа на животе ее поднимает. К концу 2 месяца, находясь на руках у мамы, малыш уже уверенно оглядывается по сторонам. Лежа на животике ребенок должен сам удерживать головку до 15 секунд.  И если вы начиная с самого рождения, перед каждым кормлением, укладывали малыша на животик на несколько минут, то сейчас он может лежать до 15 минут. Тренируйте малыша!

У ребенка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. В связи с особенностями строения зрительного аппарата, первое время, внимание малыша привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Затем он начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. Если взять погремушку и водить над кроваткой влево, вправо, по кругу, вы увидите, что малыш следит за ней глазами. Делайте это упражнение на расстоянии не ниже 52 см.

На втором месяце  можно подвешивать игрушку над кроваткой ребенка на высоте 25-35 см. Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами. Лучше вешать 1 или 2, потом чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Раньше, когда ребенок слышал звуки, он содрогался всем тельцем. Теперь он не только умеет их различать, но и пово

рачивать головку в сторону звука, прислушивается к вашему разговору, к приятной музыке, которая звучит в комнате.

Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от купания. Ребенок радостно плещется ручками, бултыхается ножками под водой.

В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминой улыбки, в ответ на ласковое обращение. Даже если мама с улыбкой, нежным голосочком ругает ребенка.

Ребенок пробует выкрикивать отдельные звуки «у», «а», «е». В конце месяца он попробует объединить гласные с согласными («ха», «хе»).

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот и уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опираясь руками, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Лежа на животе может держать голову в течении 10-20 секунд. Если его потянуть за ручки, пробует сесть. Движения руками разнообразны.

Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Будьте внимательны, ребенок все тянет в рот. У него уже появляются свои предпочтения. Чаще всего небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке.

Многим деткам нравиться «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. В этом возрасте дети любят «разговаривать» сами с собой.

Малыш активнее поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. На смену хватательного рефлекса, приходит произвольное захватывание предметов. Он берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Пальчики на ручках уже не сжаты.

Ребенок начинает познавать мир тактильных ощущений - ощупывает руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки. Внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения выбранный объект. Рассматривания руки ребенок долго удерживает их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата.

Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Во время купания кроха, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать.

Детям очень нравится сидеть, он может сам удерживать головку вертикально, но  делать этого пока не стоит, так как мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Не торопите события.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами и уже умеет громко смеяться, если его пощекотать. 

При общении со взрослыми у 5 месячного ребенка развивается комплекс оживления. Малыш эмоционален, двигает активно ручками и ножками и гулит со множеством гласных звуков. Выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, е, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги.

Кроха гукает и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру. Радость подтверждает эмоциями – визжит, смеется, гулит, пищит. Возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку.

Ваш ребенок может уже сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых. Становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки. Ребенок уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания оказывается во рту. Не стоит по этому поводу переживать, так как  младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых очень важно для процесса познания в этом возрасте. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Следите только за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

Учитывая, что малыш умеет уже активно переворачиваться и осваивает пространство вокруг себя, ему необходимо больше места. И это место должно быть абсолютно безопасным. Будьте аккуратны, в этом возрасте дети часто совершают полеты с дивана и получают травмы от ударов во время падения. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек — это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Или воспользуйтесь переносным манежем. Ребенок будет находиться возле вас и не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.

1 месяц

Ребенок второго месяца жизни, лежа на животе, уже может некоторое время удерживать головку и даже поворачивать ее. Чтобы у малыша не развилась кривошея и деформация головы, периодически меняйте местоположение его кровати, перекладывайте его с боку на бок. Ребенок должен смотреть во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц. Когда вы держите его на руках или когда он лежит на животике, старайтесь как можно шире разводить его ножки, это способствует хорошему формированию его тазобедренных суставов. К концу второго месяца должен пройти тонус кистей и пальцев: кисти становятся более расслабленными и раскрытыми.

Для развития мышц шеи и туловища, а также для профилактики колик необходимо перед каждым кормлением выкладывать ребенка на живот, обязательно на ровную и твердую поверхность. Его следует приучать к такому положению постепенно, выкладывая сначала на одну минуту, потом на две, потом на три и т. д. При этом малыш должен быть голышом — поскольку данная процедура, в том числе, и закаливающая: кожные сосуды сокращаются, организм учится сохранять тепло. Простуды будут не страшны, если развивать эту способность постоянно, изо дня в день.

В начале второго месяца жизни малыша следует показать специалистам — неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и педиатру. Также на это время по календарю намечена профилактическая вакцинация против гепатита В.

3 месяца

К концу третьего месяца жизни малыш умеет переворачиваться на бок, а затем — и на животик. Лежа на животе, ребенок может надолго приподниматься и опираться на предплечья. Не забывайте поддерживать «рефлекторное ползание», подставляя свои руки под стопы ребенка.

Важным моментом в развитии малыша в этом возрасте являются начальные манипуляции. Ребенок должен обязательно «найти» свои руки, интересоваться ими. При кормлении он может поддерживать грудь или бутылочку. Он может удерживать рукой игрушки, перекладывать погремушку из руки в руку. Если же таких действий он не производит, обратите на это внимание вашего педиатра. Также стоит к нему обратиться, если к концу четвертого месяца ребенок не переворачивается на бок и на живот и не реагирует на общение.

Первый месяц

Несмотря на то, что координация движений новорожденного в этом возрасте еще не налажена, он уже может узнавать своих родителей по запаху и голосу.

Меню