Стадии развития ребенка гуление

Каталог статей

Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки. Сначала гласные: «о», «а», «е», «у». Потом добавляются гортанные. Получается «гуу-гуу», «аагуу-аагуу». Постепенно становится заметно, что малыш получает от своих упражнений удовольствие, ребенку нравится слышать звуки собственного голоса, кроме того, он «узнает», какие комбинации горла, губ и языка позволяют произносить различные звуки. Это так называемое агуканье (или гуление – по сходству со звуками, издаваемыми голубями).

К трем месяцам оно достигает обычно максимума. Его характер и продолжительность зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. А если гуление не поддерживать, оно постепенно затухает, сходит на нет.

Гулите вместе с ребенком, улыбайтесь ему в ответ, повторяйте за ним звуки, можете их разнообразить, поучить малыша новым вариантам, разным интонациям. Хвалите его, называйте ласковыми словами. Причем, по мнению психологов, мальчиками лучше воспринимается «молодец», а девочками – «умница». Очень скоро ребенок одарит вас своей улыбкой, а потом к его репертуару добавится смех и повизгивание (обычно в 3-5 месяцев). Это первые диалоги матери и ребенка, первый опыт общения. Не стоит им пренебрегать.

Следующая стадия предречевых вокализаций – лепет. Если гуление – это звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный+гласный (ма-ма-ма, бе-бе, гу-гу-гу,да-да-да, ньда-ньда, эххъ,дьяый-дьяый и т.п.). О гласных и согласных звуках здесь можно говорить лишь условно, так как звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Звуки, которые зарегистрированы в лепете русских детей, очень разнообразны, есть такие, которых в русском языке вообще нет (например, разного рода гортанные, носовые, придыхательные), царит так называемый «артикуляционный хаос». Любой ребенок готов к усвоению ЛЮБОГО языка.

Малыш продолжает свои тренировки. Он находит один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании снова и снова. Через несколько дней принимается за новую комбинацию, тратит все силы, чтобы как следует овладеть ей и приступить к новой. Сначала это короткие вокализации, постепенно лепет усложняется. Следом за двухсложными сочетаниями ребенок начинает произносить целые цепочки нараспев (около шести месяцев). Слоговые цепочки становятся все более разнообразными – не только с одинаковыми, но и с разнотипными слогами. Кажется, что ребенок разговаривает, но речь какая-то бессвязная. Недаром выражение «детский лепет» используют часто в переносном значении, когда говорят о какой-то несвязной, неясной речи, наивных, неубедительных рассуждениях.

В лепете шести-семимесячного ребенка уже есть подобие интонации, причем, чем дальше, тем отчетливее можно узнать интонационные конструкции, свойственные языку, на котором говорят с малышом. Возможно, это неосознанная имитация речи окружающих. Но и очередное подтверждение тому, что ребенок вас слышит, слушает, «набирает материал» для того, чтобы заговорить (лепечут и глухие дети, но постепенно их лепет затухает и прекращается, не имея «подкрепления» извне).

Американскими исследователями изучались вокализации китайских детей в сопоставлении с американскими. Детям было от 6 до 8 месяцев. И удивительное дело – их можно было отличить даже в столь раннем возрасте. Когда носителям китайского и английского (в американском варианте) языков давали прослушать записанный на магнитофон лепет китайских и американских детей, они безошибочно могли разграничить «своих» и «чужих», хотя и не могли сформулировать, на что именно опирались в этом разграничении.

С произнесением ребенком первых слов заканчивается дословесный (доречевой) этап в освоении им языка. Для родителей, желающих самостоятельно оценить речевое и доречевое развитие своего ребенка по месяцам, публикуем таблицу.

Речевое и доречевое развитие ребенка по месяцам. 1 месяц. Реакция сосредоточения на речевое общение. Крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки.

2 месяца. Улыбка при общении. Поворачивает голову на человеческий голос. Реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать, или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными, гулит (агукает) более определенно. 3 месяца. Состояние оживления при общении со взрослыми, гуление. Может улавливать направление звука, поворачивает в сторону последнего голову, музыкальные звуки и ваш голос вызывает у него положительные эмоции. Иногда узнает мать. Некоторые дети даже визжат от восторга. 4 месяца. Различие между состояниями оживления и смеха. Гуление становится более длительным. Иногда ребенок громко смеется.

5 месяцев. Четкое улавливание направления звука, певучее гуление. Появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично знает мать.

6 месяцев. Лепет. Первые попытки произносить слоги. Эмоциональные проявления более разнообразны. Начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама.

7 месяцев. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик. Издает влажный фыркающий звук. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым.

8 месяцев. Реакция на незнакомое лицо, произнесение гласных и согласных звуков, повторение одинаковых слогов, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.

9 месяцев. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки», «до свидания», «дай ручки». Имеет большой пассивный словарный запас, глазами следит за названным предметом. Знает свое имя, оборачивается на зов, «возражает», если вы забираете у него игрушку.

10 месяцев. Ситуационное понимание обращенной речи, использование одного-двух «лепетных» слов, понятных при соотнесении с ситуацией (называет всегда одними и теми же слогами несколько предметов, например, «пи» – машина, «му» – корова). Повторяет за взрослым звуки и слоги (звукоподражание). Играет в «ку-ку».

11 месяцев. Использование трех «лепетных» слов с соотнесением. Понимание запрета (но не всегда его выполнение). 12 месяцев (один год). Использование трех-четырех «лепетных» слов с соотнесением. Понимание простой просьбы, дополняемой жестом. Выполняет простые требования. Приносит названную игрушку, выполняет разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки. Прекрасно знает слово «дай».

21 месяц. Показывает три части тела, начало фазы двухсловных предложений. Словарный запас около 20 слов. 24 месяца (два года). Показывает пять частей тела. Словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную просьбу, начинает активно использовать предложения из двух слов. 30 месяцев. Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне», Использует предложение из двух слов. Понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

36 месяцев (три года). Словарный запас до 250 слов и выше. Общается предложениями из трех слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку». Показывает, какая линия из трех самая длинная.

Внимание! Некоторые дети (так называемые поздноговорящие) не могут отчетливо произносить первое слово (например, мама) до 14 месяцев. Будьте терпеливы. Постоянно говорите с ребенком.

Этапы развития ребенка до года.

Первая улыбка, первый шаг, первое слово – нет ничего приятнее, чем наблюдать, как твой малыш растет и с каждым днем становится более самостоятельным. Несомненно, все детки разные, поэтому и развиваются с разной скоростью. Всем известно, что девочки более активные и смышленые в первые годы жизни, в отличие от мальчиков, которым необходимо больше времени на познание окружающего мира. Некоторые малыши начинают ходить уже к восьми месяцам, слегка пошатываясь и периодически приземляясь на «пятую точку». Другие же становятся на две ноги только после года, зато их походка твердая и уверенная. Даже в тех семьях, где родители счастливы «вдвойне», один малыш из двойни может опережать по развитию своего братика или сестричку. Несмотря на множество различий, существуют усредненные показатели физического и психоэмоционального поэтапного развития ребенка до года.

Как правило, каждый последующий этап развития ребенка до года соответствует его возрасту по месяцам. Этапы развития ребенка до года оценивают по таким параметрам, как двигательная активность, эмоциональность, речь, способность удерживать равновесие, а также общее восприятие предметов и явлений.

Этапы развития деток до года. Достижения в два месяца.

По сравнению с новорожденным, двухмесячный ребенок сделал огромный шаг в развитии. Если раньше кроха двигал только ручками и ножками, то теперь он способен самостоятельно поворачивать голову и удерживать ее вертикально в течение минуты. Наконец настал тот момент, когда кроху можно чем-то заинтересовать. Он может подолгу концентрировать внимание на играющей музыке или двигающемся предмете. Улыбок, как и

 

Этапы развития ребенка до года. Четыре месяца – «Ванька-встанька».

столика или дивана прямиком на пол. Это связано с тем, что малыш активно осваивает перекатывания со спины на бок, не предупредив об этом родителей. Возможно, на краю дивана кроха приметил яркую игрушку и решил к ней подобраться, тем более что он уже «САМ» может взять ее в ручку.

Рассмешить малыша в этом возрасте – проще простого! В ответ на ваши заигрывания, в комнате раздается громкий детский смех, приятно шокирующий всех домочадцев. Кроха узнает в лицо близких, искренне радуясь приходу папы с работы.

 

Этапы развития ребенка до года. Шесть месяцев: «Хочу сидеть».

Полугодовалый карапуз «виртуозно» владеет техникой перекладывания погремушки из одной руки в другую, уже в полной мере освоил переворот со спины на живот, может опираться на вытянутые ручки. Пришло время освоить новый навык – научиться сидеть. Кроха пыхтит, кряхтит и краснеет, но все же пытается самостоятельно сесть, несмотря на все попытки родителей уложить его в кровать.

Шесть месяцев – время проситься на ручки. Чтобы попасть в мамины объятия, чадо прибегает к разным методам, например, меняет высоту и силу произносимых звуков, искусно соединяет между собой слоги. Нужно успокоить малыша - приятная музыка или сказка из уст родного человека вмиг прекратят плач и капризы.

 

Этапы развития ребенка до года. Восемь месяцев – первые «ма» и «па».

В восьмимесячном возрасте малыш ползает на животе, сам садиться и встает, уверенно опирается на ручки. На данном этапе развития от крохи можно услышать первые «ма» и «па», которые до глубины души радуют всех родных и близких. Ребенок с удовольствие идет на контакт со взрослыми, активно хлопает в ладоши, кивает головой в такт музыке. Восьмимесячный малыш активно познает окружающий мир, а значит, пришло время спрятать потенциально опасные предметы, приобрести специальные детские замки для ящиков и заглушки для розеток.

Меню