Диагностика развития ребенка аутиста

Аутизм у детей индиго

Термин « дети индиго » начал широко использоваться в конце 90-х годов ХХ столетия. Этим терминомназывали детей, у которых были необычные способности, высокий интеллектуальный уровень и другие особенности. Некоторые считают, что эти дети являются новой расой людей. Хотя научных доказательств существования индиго еще нет. Психологи и педагоги находят у таких детей признаки синдрома дефицита внимания, гиперактивности и в некоторых случаях - аутизма. Все эти признаки специалисты выделили из наблюдений за поведением и речью необычных детей.

Когда у детей индиго нарушена способность к общению, врачи ставят им диагноз раннего детского аутизма. Детский аутизм – это психологическое заболевание, которое чаще встречается у мальчиков. Основными признаками аутизма есть замкнутость,  нарушения взаимной коммуникации, недостаток социальных взаимодействий, повторяющие движения и ограниченность интересов.  В последние годы аутизм у детей встречается все чаще. Точные причины его появления так и не известны и остаются загадкой для ученых, которые занимаются исследованиями в этой области.

Если дети индиго с чем-то не согласны, они выражают этот протест обычно одной из двух форм – открытый бунт или уходят в себя.  Причиной развития аутизма могут стать: неблагоприятные условия воспитания, психические травмы, разлука с родителями и прочие.   Аутизм чаще проявляется у индиго в речевых навыках, например заикание. Также малыш может не употреблять слова, которые обозначают близких ему людей («папа», «мама»), а себя называть во втором или в третье лице.

В поведении детей индиго есть признаки аутизма. Они могут бояться самых обычных предметов или явлений, но при этом могут залезать на возвышенности, далеко уходить от дома без родителей, выбегать на проезжую часть.

Дети индиго, страдающие аутизмом, предпочитают играть одни, используя для своей игры необычные игрушки. Они могут дружить с  «невидимыми» друзьями. Родителям не нужно ругать за это детей с аутизмом, так как для них этот «невидимый» друг реальный.  

Маленькие аутисты рассказывают друг другу про своих «невидимых» друзей, и могут даже разыгрывать целые спектакли с их участием. Родители могут увидеть своего ребенка со «стеклянным» взглядом. Дети же рассказывают, что в это время они путешествуют в параллельных мирах или общаются со своими потусторонними друзьями. Врачи-психологи называют эти явления у детей индигоаутизмом.

В таком случае контакт индиго с окружающим миром усложняется. Для развития любого малыша важно общение, его эмоциональное состояние. Дети индиго обречены на социальную отчужденность из-за своих способностей. С малышом, страдающим аутизмом, очень тяжело наладить контакт в раннем возрасте, ведь если взрослые что-то сделают неправильно – они могут только навредить малышу с аутизмом. Ребенок индиго, страдающий аутизмом, идет на контакт намного проще. Это позволяет избежать развития многих  нарушений, которые характеризуют ранний детский аутизм.

Нормальному развитию детей индиго, у которых проявляется аутизм, мешает непонимание окружающих людей.  Взрослые, не понимая состояния аутиста, расценивают непокорность, как упрямство и порой даже силой хотят заставить подчиниться своим требованиям. Малыш, страдающий аутизмом, отвергнет неинтересные для него занятия, и выберет одиночество.

Аутизм у детей индиго проявляется в возрасте от двух до четырех лет. Родители говорят, что их дети могут читать мысли. Конечно, это настораживает, ведь аутизм у индиго со временем может перерасти в шизофрению.

Диагностика аутизма

Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов. Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик.

Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях. Диагностика аутизма должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями. Наблюдение и осмотр ребенка с подозрением на аутизм следует проводить в условиях, максимально приближенных к его привычному жизненному укладу. Поход в незнакомое учреждение и контакт с новыми людьми зачастую является фактором стресса для аутиста и может исказить диагностическую картину.

В основе диагностики аутизма лежат критерии международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 и DSM-4. Дополнительными вспомогательными средствами для определения вида патологии являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

 Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения:

Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения. 

Методы аппаратной диагностики аутизма дают информацию о состоянии и функционировании мозга, вегетатики, сердечно-сосудистой системы:

Диагностика детского аутизма до 2-х лет жизни является наиболее проблематичной. Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.

Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Развитие и формирование структур мозга в раннем возрасте является самым активным. При патологии это оптимальный период для вмешательства и начала коррекции. Компенсаторные возможности формирующегося организма ребенка велики, и их следует своевременно и оперативно задействовать.

Аутизм у детей

Аутизм у детей - общее расстройство развития, проявляющееся в возрасте до трёх лет аномальным функционированием во всех видах социального взаимодействия, общения, ограниченным, повторяющимся поведением.

Аутизм - это общее расстройство развития, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимся или стереотипным поведением, неравномерным умственным развитием часто с умственной отсталостью.

Симптомы аутизма возникают в первые годы жизни. Причина у большинства детей неизвестна, хотя признаки предполагают роль генетического компонента; у некоторых детей аутизм может вызываться органическим заболеванием. Диагностика основывается на истории развития и наблюдении за развитием ребенка. Лечение состоит из поведенческой терапии и иногда медикаментозного лечения.

Аутизм, расстройство развития, является наиболее распространенным из общих расстройств развития. Учитывая широкую клиническую вариабельность этих состояний, многие также называют ОРР как заболевания группы аутизма. По оценкам частота их составляет от 5 на 10000 до 50 на 1000. Аутизм примерно в 2-4 раза чаще встречается у мальчиков. В последнее десятилетие отмечен быстрый рост выявления заболеваний группы аутизма частично вследствие того, что изменились диагностические критерии.

Причины и патогенез аутизма у детей

Большинство случаев заболеваний группы аутизма не связаны с заболеваниями, протекающими с поражением головного мозга. Тем не менее некоторые случаи возникают на фоне врожденной краснухи, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии и синдрома хрупкой Х-хромосомы.

Обнаружены серьезные свидетельства, подтверждающие роль генетического компонента в развитии аутизма. У родителей ребенка с ОРР риск рождения следующего ребенка с ОРР выше обычного в 50-100 раз. Конкордантность аутизма высока у монозиготных близнецов. Исследования, в которых участвовали семьи пациентов с аутизмом, позволили предположить несколько областей  генов - потенциальных мишеней, включая связанные с кодированием рецепторов нейротрансмиттеров (GABA) и структурным контролем ЦНС (НОХ гены). Также предполагали роль внешних факторов (включая вакцинацию и различные диеты), которые, однако, не были доказаны. Нарушения структуры и функции головного мозга, вероятно, во многом являются основой патогенеза аутизма. У некоторых детей с аутизмом увеличены желудочки мозга, у других отмечается гипоплазия червя мозжечка, у части обнаруживают аномалии ядер ствола мозга.

Код по МКБ-10

Тип общего психического расстройства психологического развития, который отличается от детского аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трёх диагностических критериев (качественные аномалии в социальном взаимодействии, общении, ограниченном повторяющемся поведении).

Лечение аутизма у детей

Лечение обычно проводится командой специалистов, по результатам последних исследований получены данные, свидетельствующие о наличии в определенной степени преимуществ при применении интенсивной поведенческой терапии, стимулирующей взаимодействие и выразительное общение. Психологи и педагоги, как правило, концентрируются на поведенческом анализе, а затем приводят стратегию поведенческого лечения в соответствие с конкретными поведенческими проблемами дома и в школе. Речевая терапия должна начинаться рано и использовать ряд видов активности, таких как пение, обмен картинками и разговор. Физиотерапевты и трудотерапевты планируют и применяют стратегии помощи детям для компенсации определенных недостатков двигательной функции и планирования движений. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI) могут улучшить контроль над поведением с выполнением ритуалов и повторяющимся стереотипным поведением. Антипсихотические препараты и стабилизаторы настроения,такие как вальпроат, могут способствовать контролю над самоповреждающим поведением.

Меню