Средства развития речи детей речь воспитателя

Пояснительная записка.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изодеятельности.

Приложение:

1. План-программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.

На 8 Марта У бабушки Яги На столе румянятся Горкой пироги. Прибрано в избушке, Для куриных ног Есть в чулане пара Новеньких сапог! Бегала бабуся В бигудях с утра .(Появляется бабушка Яга. Бегает по комнате) И гостей встречала Посреди двора.  (Яга убегает)

К ней с букетом тянется И моя рука. Если будет круглый год Доброй, нежной, милой, Перестанем звать ее Мы нечистой силой.

3. Театрализованная инсценировка с музыкальным сопровождением с детьми старшего дошкольного возраста и взрослыми по сказке «Репка» (CD-R диск у автора)

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

Методическая разработка по развитию речи по теме: Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

Тема консультации: "Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников"

Уважаемые педагоги! В сложный период привыкания к жизни в детском саду малыши особенно болезненно переносят дневной сон. Слова взрослого о том, что пора спать, причиняют малышу гамму неприятных ощущений. Это не только сигнал к прекращению деятельности, но и обострение чувства страха и горя. Ребенок начинает плакать, звать маму, отказываться спать, снять обувь и одежду, лечь в кроватку. Снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей безопасности помогают ребёнку релаксационные сказки.  

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. Красивая правильная речь — несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Меткие образные выражения, такие как фразеологизмы, особенно обогащают её. Знакомство ребенка с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Изучение фразеологизмов поможет вам привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка. В предлагаемом вам и вашим малышам словаре фразеологизмов значение каждого из них обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле, в стихотворной форме. Это делает процесс обучения увлекательным и веселым.

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.

Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Предлагаю педагогом познакомиться с опытом организации зимних тематических прогулок со старшими дошкольниками..

Речевое развитие ребенка-билингва имеет свои особенности. Такие дети в среднем начинают говорить позже. Больше всего описана ситуация, когда один из родителей говорит на одном языке, а другой — на другом. Считается, что раннее двуязычие, если соблюдается принцип «один язык — одно лицо», должно складываться внешне относительно благополучно, что на практике не всегда оказывается правдой. Но и эта ситуация не симметрична: поскольку обычно с ребенком чаще находится мама, чем папа, то язык матери, скорее всего, будет доминировать. Если в семье не выдерживается принцип «одно лицо — один язык», то дети не могут выделить принцип употребления слов того и другого языка. У некоторых двуязычных детей развивается заикание (в очень небольшом проценте случаев, обычно в сочетании с какими-то другими факторами развития)...

Скороговорки - это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков... 

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками

 

год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Умелое использование разнообразных приемов способствует своевременному развитию речи у детей...

Уникальный словарь для детей, учителей и родителей! Более 300 пословиц и поговорок русского языка с подробными разъяснениями, а также примерами из произведений русской классической и современной художественной литературы. Для лучшего понимания, пословицы дополнены запоминающимися забавными иллюстрациями. Предлагаемый словарь станет первым помощником всех, кто изучает русский язык, историю и литературу. Издание может быть рекомендовано в качестве дополнительного пособия для школьных занятий по русскому языку.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей

Успешная коррекция речи во многом зависит не только от уровня профессионализма логопеда, но и взаимодействия всех специалистов ДОУ в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью Работа воспитателя тесно переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедической работе, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые в логопедической работе. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состонием речевой деятельности. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.Эти мероприятия проявляются не только в спциальной коррекционной работе, но и в течение дня, во время режимных моментов ДОУ...

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью – профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни.

Процесс овладения родным языком в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием. Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, основными характеристиками которой выступают

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошколном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах...

"Использование речевых физминуток в логопедической работе с детьми, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата"

Меню