Социально-коммуникативное развитие детей средствами музыки

Роль родителей в коммуникативном развитии детей

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

“В своей основе, - подчёркивает -Д.Б.Эльконин, - потребность субъекта в общении в отношении с другим есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам ему даёт”.

Изучение вопросов коммуникативного развития ребенка как условия его социальной адаптации актуально с позиции современного ценностного образования. Для успешного вхождения в социокультурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков. (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, В. И. Кабрин, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Б. Т. Лихачев, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. В. Петровский, А. Г. Рузская, Е. В. Субботский, Р. В. Овчарова и др.). Новая система ценностей в образовании связана с эмоционально переживаемым значением и смыслом совместной деятельности и общения взрослого и ребенка в педагогическом процессе. (Т. И. Бабаева, Е. В. Квятковский, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина). Нарушение общения в детском возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, к недоразвитости функций речи, к несостоятельности в установлении взаимоотношений с окружающими (Г. М. Бреслав). Недостаток эмоционального общения, обеспечивающего приток сенсорной информации, сенсорное голодание, перенесённое ребёнком в дошкольном детстве, являются основными причинами задержки развития специфических структур мозга, и возникновения трудностей в обучении (Н.В.Звягина, Т. С. Колосова, Л.В.Морозова, 1997).

Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлечёнными в этот процесс. С рождения ребёнка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. В дальнейшей жизни ребёнка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:

Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетание потребности в познании и движении. Общение влияет на формирование у него самой по себе потребности в общении с людьми, способствует развитию потребности в знаниях, создаёт благоприятные условия для развития контактности, умения ладить с людьми.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому “Программа воспитания в детском саду” предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Специалисты детских садов систематически и активно распространяют педагогические знания, помогают семье правильно воспитывать детей, пропагандируют лучший опыт семейного воспитания, развивают преемственные связи между общественным и семейным воспитанием. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Одним из главных условий всестороннего формирования личности является забота об эстетическом развитии детей: литература, музыка, произведения живописи, народное творчество и т.д. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.

Целесообразно знакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях дошкольного учреждения и семьи, привлекать их к подготовке и проведению совместных мероприятий.

Совместные праздники и развлечения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, а потом вместе с детьми участвовать в различных конкурсах и аттракционах.

Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Совместные сборы детей и родителей в группах, в которых они занимаются, придает детям заряд для дальнейшего развития, а родителям -для работы и воспитания детей. При встрече происходит колоссальный обмен энергией и информацией. Все это производит незабываемое впечатление, как на детей, так и на родителей.

Некоторые аспекты проведения праздников для педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и т.д.):

  • Предпочтительно проводить праздник по заранее составленному плану, который в любой момент можно скорректировать.
  • Дети будут рады увидеть своих родителей не в традиционной повседневной роли, а в неожиданных ролях праздничного действия.
  • Любой праздник связан с культурной традицией, которая должна быть положена в основу плана праздника.
  • Лучше заранее подготовить номера с родителями, это заметно укрепит коллектив.
  • Дома желательно увлечь ребенка идеей праздника, пусть он тоже готовится к нему: выучит стихотворение, разучить песню, подготовит сценку.
  • Общий стол сплачивает коллектив.
  • Если вы захотите сделать праздник и начнете действовать, то скорее всего он у вас получится.
  • Не разделяйте игры на игры для детей и для взрослых. Нет ничего забавнее совместных игр и эстафет.
  • Ничто не увлекает детей так сильно, как тайна или сюрприз.
  • Очень большую роль играет интерьер помещения, в котором проходит праздник. Украсьте его в соответствии с идеей праздника.
  • Постарайтесь сделать одежду необычной и праздничной.
  • Каждый праздник должен иметь какой-то смысл, незабываемую форму, обучающий момент.

Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.

Список литературы

  1. Д.Б. Эльконин “К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте” – Вопросы психологии, 1971, № 4
  2. Р.С. Немов “Психология”, том 2 Москва, 1998.
  3. "Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
  4. Л.Чистович, Е.Кожевникова “Разум, чувства и способности младенца”. “Петербург – 21 век”, 1996

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме: Опыт работы "Коммуникативное развитие детей старшего возраста посредством театральной деятельности"

Актуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличии от его интеллектуального развития.

Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства.

Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных способностей детей старшего возраста посредством театрализованных игр» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.

Цель данного исследования: изучить роль театрализованных игр как средства развития коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:

1.                Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2.                Рассмотреть виды и значения театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста;

Меню