Социально-коммуникативное развитие детей игры

Презентация к уроку на тему: Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Социально-коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника

В основе социального развития детей дошкольного возраста лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, вместе порадоваться [1,2].

Под влиянием взрослого у ребёнка возникает новая форма общения – внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществляются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, в совокупности  способствующих общности детей [1,2].

Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать мир людей – взрослых и сверстников, необходимо эмоционально насыщенное  содержательное общение взрослого с ребёнком. Для развития интереса к миру людей и обогащения представлений о социальной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок, экскурсии и др. Важно знакомить детей с традициями своей страны, города, населённого пункта, с семейными традициями, преданиями, устоями, привлекать их к подготовке  и участию в семейных праздниках. Не менее важно обсуждать с детьми, как по-разному живут люди в России, какие события происходят в разных регионах, как люди помогают друг другу, давать представление о том, какие трудности возникают в жизни людей с ограниченными возможностями, в жизни пожилых людей, в какой поддержке они нуждаются [1,2].

Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия.

На протяжении дошкольного детства самооценка ребёнка, его оценочные суждения о себе становятся более полными, детализированными, развёрнутыми. К концу дошкольного возраста у ребёнка возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции – понимание ребёнком разного отношения к нему людей и стремление занять определённое положение среди взрослых и сверстников [1,2]. 

Коммуникативное развитие ребёнка происходит в процессе речевого общения детей со взрослыми и сверстниками. В период дошкольного детства  важно обогащать содержание общения, содействовать налаживанию диалогического общения детей со сверстниками, поддерживать зарождение в недрах диалогического общения новой формы речи – монолога, обеспечивать качественный рост и качественное совершенствование словарного запаса, поощрять стремление к грамматической правильности речи, формировать её  в тесной связи с усвоением способов построения связной речи, совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи [1,3].

Индивидуальные особенности речевого развития выражаются  как в проявлениях общительности, так и в темпах овладения языком и связной речью.  Могут различаться сроки возникновения и продуктивность связной речи. При раннем типе речевого развития рассказывание без специального обучения проявляется в 4-5 лет.

Речевое развитие ребёнка происходит в процессе изучения родного языка  (фонетики, лексики, грамматики) и его применения в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразных отношениях в окружающем мире. Центральным звеном языкового развития является формирование матаязыковой функции – функции осознания языка и речи в доступных ребёнку формах, служащих ребёнку средством налаживания эмоциональных связей и речевого взаимодействия с окружающими, средством формулирования мыслей, построения сообщений – текста [1,3].

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Опыт работы «Десять причин для того, чтобы…»

Цель: Поделиться опытом ведения проектной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей.

Задачи: Рассказать об использовании разнообразных форм совместной деятельности взрослых и детей при приготовлении блюд из различных продуктов.

Естественное желание взрослых – видеть своих детей самостоятельными, трудолюбивыми, умелыми. Но для формирования этих навыков необходимо время, которого, как правило, у родителей не хватает в силу своей занятости, неумения распределять свое время, а так же из-за непонимания важности совместной с ребенком деятельности на этапе дошкольного детства.

Многочисленные наблюдения показывают, что ребёнок чаще всего делает то, что ему больше нравится, что приносит больше удовольствия, вызывает положительные эмоции. Кроме того, всилу своих возрастных особенностей, подражая взрослым, он порой проявляет познавательную активность в той деятельности, котораябудет представлять для них опасность (пользование ножом, бытовой техникой и др.). Но это мнение родителей.

А я, как педагог, опираясь на желание детей быть взрослыми и самостоятельными, воспользовалась этой возможностью – «опережением самостоятельности». Кроме того, в свете новых ФГОС дошкольного образования, педагогическая деятельность должна быть построена с учетом интересов детей, на поддержании их инициативы, а также на взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса, где родители занимают особое место.

Таким образом, я сделала вывод: «Хочешь быть самостоятельным, будь им, а я помогу создать необходимые условия для этого». И так родилась идея создания долгосрочного проекта «Дошколята-поварята», при реализации которого я использовала десять основных принципов.

В большинстве случаев в процессе приема пищи ребенок отказывается пробовать неизвестные для него блюда, даже если объяснить ему о полезных свойствах его ингредиентов и вкусовых качествах. Другое дело – когда дети сами готовят еду: так она, скорее всего, будет съедена или хотя бы продегустирована. И это проверено неоднократно в ходе реализации проекта.

Кроме того, самостоятельно приготовленная пища гораздо привлекательнее, вкуснее и полезнее той, что куплена в магазине.

Когда ребенок участвует в приготовлении еды, он понимает, что салаты не растут в холодильнике, а коктейли – не текут из крана. Проще всего в совместной практической деятельности рассказать и показать последовательность приготовления простейших блюд. И при реализации данного проекта активное участие приняли родители воспитанников, которые зарисовывали совместно с детьми алгоритмы приготовления пищи.

Как правило, проект предусматривает приготовление таких блюд, которые способствуют работе детей индивидуально, в парах, подгруппами, коллективно. Причем, создаются такие ситуации, когда детям необходимо обращаться за помощью к сверстникам и оказывать ее, скоординировать совместные действия для получения единого результата.

Кроме того, создаются такие условия, при которых в совместной деятельности детей и их родителей решаются поставленные задачи и одновременно устанавливаются дружеские, теплые взаимоотношения. Лучше 15 минут творить, чем 1 час рассказывать, как это делать.

Само по себе приготовление блюда можно назвать экспериментированием. Действительно, при приготовлении блинов с начинкой, мы совместно с детьми плавили шоколад на водяной бане, а, готовя коктейль, банан, молоко и мороженое превращались в однородную массу. И в ходе такой практической деятельности дети самостоятельно способны сделать умозаключение, составить вывод, и, скорее всего, полученные результаты надолго останутся в памяти детей.

После приготовления блюд детьми сервируется стол. В ходе приема пищи закрепляются навыки культурного поведения за столом: при чаепитии пользоваться блюдцами, выполнять просьбы сверстников о передаче кружки с чаем, чайной ложки и т. д., вести светские беседы.

При приготовлении пищи дети узнают не только о новых продуктах, но и о существовании долей целого: половины картофелины, четверти луковицы и трети содержимого пакета. Здесь же они знакомятся с весом и объемом (стакан, сто грамм, учатся определять больше и меньше, а также знакомятся с основами геометрии (продукты можно нарезать кружками, квадратиками, брусочками и др.).

При приготовлении чая дети узнали о его происхождении, о традициях русского чаепития и сравнили с традициями чаепития других стран. А приготовление роллов помогло заглянуть в загадочную страну Японию.

Что уж говорить о блинах, которые мы вместе испекли на Масленицу! Таким образом, реализуя данный проект, у нас есть возможность регулярно пополнять представления детей о целостной картине мира.

Мало приготовить блюдо согласно рецепту, его еще нужно подать так, чтобы, даже будучи сытыми, детям хотелось съесть его, или хотя бы попробовать. А для этого необходимо украсить его, используя творчество, фантазию, воображение. Кроме того, творческий потенциал может проявиться при представлении этого блюда.

В ходе реализации проекта ребенок учится самостоятельно приготовить простейшие блюда, полезные для здоровья и не требующие больших затрат и усилий. Кроме того, акцент делается на безопасное использование кухонных принадлежностей. Причем, отмечается положительная динамика работы с «опасными» предметами: нож, терка, вилка. Уверенна, что эти навыки пригодятся детям, когда они пойдут в школу, ведь им придется часто находиться в квартире без родителей.

Ребенку очень приятно говорить: «Я сам сделал это! ». Особенно, когда результат его труда с удовольствием уплетают родные и друзья. Когда окружающим нравится приготовленное угощение – ребенок испытывает законное чувство гордости.

В реализации проекта принимали активное участие семьи воспитанников. Ими были сшиты фартуки, принесены в детский сад разделочные доски, ножи, чайные пары на каждого ребенка, а также оказывали посильную помощь при непосредственном проведении мероприятий (приносили продукты, атрибуты для чаепития и др.). Кроме того, они сами участвовали в процессе приготовления блюд, заполнении кулинарной книги, подборе и придумывании своих рецептов и др.

Таким образом, в ходе реализации проекта «Дошколята-поварята» я пришла к выводу, что совместная готовка помогает детям – как маленьким, так и большим – раскрыться. В неспешной беседе за приготовлением салата узнаю гораздо больше, чем задав дежурный вопрос: «Как дела? ». И это я стараюсь донести до родителей детей. Ребенок на кухне – это не досадная помеха, а незаменимый помощник, с которым можно разговаривать на любые темы и незаметно для него сыграть большую роль в его развитии.

Меню