Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Социальное развитие старшего дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей и родителей в которой описаны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с целью научить ребят осознавать самого себя, умение воспринимать сверстников, сотрудничать, строить свои отношения с другими людьми, усваивать социально-нравственные нормы и правила, необходимые для успешной детской социализации в будущем.

Социально-нравственное воспитание и развитие ребенка – это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, умение контролировать свои эмоции и правильно их выражать.

Под социальным общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение с взрослыми является главным фактором психического развития с первых дней жизни ребенка и на протяжении первых семи лет. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями.

Н.Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-нравственное развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

Проблема заключается в том, что в данный период развития детей закладывается основа духовно ценностной ориентации. По мере освоения культурных, социально-нравственных норм и правил, и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности- способности оценивать свои поступки и поступки сверстников, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ребенок должен осознать не только самого себя, не только свою ценность, но и ценность своего товарища, партнера. Значит, необходимо развивать взаимоотношения между сверстниками, формировать умения распределять роли, функции, согласовывать свои действия с партнерами, приобретая опыт сотрудничества.

Таким образом, необходимо создать в группе все условия и обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Помогать, ребенку преодолевать ситуации эмоционального дискомфорта, Воспитывать у детей гуманные отношения к сверстникам, социально-нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.

В старшей группе, в рамках этой работы были запланированы следующие задачи: учиться удовлетворять свои потребности в игре, занятиях, наблюдениях, беседах, прогулках, экскурсиях и умение считаться с интересами сверстников.

Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов.

Развивать чувства удовлетворения от удачных решений, достижения результата, соответствующего замысла, а также умение преодолевать огорчения и неудачи.

Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов, формировать умение обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости.

Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская корректных замечаний.

Осознать необходимость справедливого распределения общих заданий. Учить обращать внимание на затруднение сверстников, предлагая помощь, совет, совместное выполнение не дожидаясь просьбы с его стороны. Воспитывать чувства ответственности за качество своей деятельности перед сверстником и за качество общего результата. От этого зависит успех социально-нравственного развития в целом, который должен осуществляться тесной связью с формированием у детей навыков социально-нравственного отношения.

На конкретных примерах можно показать, как это решается в нашей группе с использованием различных приемов и методов, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей, прививая им социальные нормы и правила культуры поведения среди сверстников.

В моей группе 22 ребенка и все они очень разные - есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе я строю так: веду разнообразный утренний прием детей, каждая неделя начинается со дня радостных встреч: встречаем детей с улыбкой, стараемся увлечь в интересную беседу, выслушиваем каждого ребенка, учим не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. А как нам известно, что именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное взаимопонимание и взаимоотношения, формирует культуру поведения среди сверстников. В игре дети по собственной инициативе вступают в межличностные взаимоотношения. В игре, и только в игре, проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

Стараемся увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными книгами из которых они узнают много нового, интересного, непознанного и когда в группе появилась «чудесная книга»; сколько было разговоров, суждений, высказываний, эмоций. Переполненные впечатлениями дети не раз возвращаются к разговорам о том, что их удивило, что можно принести еще для пополнения «чудесной книги». Беседуем о характере поступков или поведении персонажей из художественной литературы. Подбираю специальные вопросы, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять как правильно поступить в данной ситуации, а созданной непринужденной ситуацией побуждаем детей  поиграть в различные развивающиеся игры, сюжетные игры, дидактические игры и др., способствующие межличностным взаимоотношениям, снятию эмоционального дискомфорта.

И все это общение проходит в атмосфере дружелюбия, приветливости, взаимопонимания и уважения к сверстникам и старшим.

Следующий день наступает с ожидания - дети очень любят общаться за «круглым столом» во время чаепития – этот же день, день «сладкоежки» - направлен на создание благоприятного психологического климата в группе, на привитие социально-нравственной культуре поведения и общения среди сверстников, взрослых и с каждым ребенком в отдельности.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение, при разговоре соблюдать этикет, слушать партнера. Под чутким руководством взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативно - личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир» взрослых и сверстников - необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представления кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых игр, театрализованных и режиссёрских, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, между детьми и взрослыми как в детском саду так и в семье.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения воспитателя с детьми и используемые педагогические методы и приемы, такие как: игры и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.

Применяю на практике социализирующие игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай», «Добрый бегемотик».

Игры способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Покажи настроение», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика» и т. д.

Использую этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Лисенок боится», «Мое настроение» и т. д.  

Использую иллюстрации в детских книгах, художественную литературу, произведения музыки, дид. игры, развивающиеся игры и упражнения на снятие дискомфорта.

Необходимо организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Стремиться создать ситуации, в которых они приобретают опыт дружеского общения, внимание к сверстникам.

Читать произведения: В. Осеева «Почему?», К. Чуковский «Айболит», Б. Жидков «Что я видел?», «Что такое хорошо, что такое плохо?»,

Проводя работу с родителями, пытаться убедить их в том, что их участие важно не потому что этого хотим мы, а потому что это важно для социально-нравственного развития ребенка. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Не даром говорится, что сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.

Поэтому вся наша работа, проводимая в детском саду по воспитанию социально-нравственной культуры общения, поведения, в целом должна находить продолжение в семье.

Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества.

Развитие социально-нравственных норм общения и поведения требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого – педагога – ребенка. Это очень кропотливая работа, но и интересная, результаты не всегда заметны. Но наблюдая за воспитанниками в конце учебного года, я замечаю, что дети становятся дружелюбнее, менее агрессивные, не смеются над неудачами сверстников, очень самокритично оценивают свои поступки и дела.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: социально-нравственное развитие – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Программа "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы   Л.С. Выготского  и О.А. Карабановой, доцента факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.   Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

              Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Меню