Социальное развитие детей это

Маранцева Любовь Васильевна

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

Детский сад

Как способствовать социальному развитию ребенка? Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра у детей позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни.

С точки зрения Д.Б.Эльконина, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению”. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.

Социальному развитию ребенка способствует занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

В продолжении темы: Обсуждение статьи Семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного возраста". Детский сад 50. Конспект занятия

Важная роль взрослых в жизни ребенка.

Очень важно, когда ребёнок начнёт проявлять свою волю, покажет своё «я», что бы ответ родителей не был жестки. Главное установить определённые правила, объяснить ребенку, что и почему. Для лучшего освоения ребёнком речи, необходимо читать с ним сказки, учить стишки. Важно помнить, что ребенок является полным отражением поступков своих родителей.

Именно отношение в семье и семейные традиции закладываются ребенку с самого раннего возраста, а затем, пронеся через всю жизнь устои своих родителей, в свою очередь передают их своим детям. В жизни и отношениях с ребенком взрослые выполняют такие функции: • общественная функция – взрослый подсказывает и вкладывает смысл действий с любым из предметов; • взрослый человек передает знания по техническим приемам для осуществления разного рода действий; • с помощью порицания и поощрения родитель контролирует ход действий малыша. Ранний возраст детей является наиболее интенсивным и продуктивным периодом для впитывания способов действий. По окончанию данного периода ребенок учиться, и умеет пользоваться предметами бытового характера и играть с игрушками разного вида.

Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

При общении ребенка со взрослым каждый оказывает влияние на другого. Ребенок постоянно имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его людей.

При общении со сверстниками формируются дружеские отношения с детьми, что является одной из составляющих социального развития.

Воспитание уверенности в себе помогает ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения, понять, что он уникален и неповторим. Педагогу важно уметь поддержать ребенка в разных ситуациях успеха и неудач, помогать ребенку верить в свои силы.

При организации работы по социальному воспитанию были определены четыре блока, на наш взгляд важных, которые помогают последовательно ввести ребенка-дошкольника в мир социальных отношений:

  • "Я, мое имя, мои близкие"
  • "Место, где я живу"
  • "Что я чувствую"
  • "Зачем быть вежливым"

Блок занятий о себе и о семье дает возможность закрепить знания о себе, о значении имени, фамилии; формирует знания о родословной. Воспитание любви к месту, где живет ребенок, осуществляется на занятиях на тему "Место, где я живу". В дошкольном возрасте ребенок должен приобрести умение сопереживать людям, окружающим его. Воспитание любви к Родине выстраивается в логическую цепочку "от близкого к далекому" – от любви к семье, к детскому саду, к улице, городу, - до любви к родному Отечеству. Социальное развитие тесно связано с нравственным, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием. Занятия, посвященные чувствам, помогут детям выражать свое эмоциональное состояние. Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими чувствами, это приводит к импульсивным поступкам. А импульсивные реакции, в свою очередь, приводят к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. По мере формирования личности, у ребенка проявляется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми.

Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения, в основе которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуация усложняется. Поступление в школу связано с освоением новой роли – роли ученика -, и новой формой общения – делового общения. В ситуации школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций. Усвоение норм речевого поведения, связанное с новыми ситуациями, помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.

- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

- Очень давно, нашим предкам хотелось, чтобы их дети были здоровыми, сильными, добрыми. И имена им подбирали соответствующие: Любомир, Людмила, Добрыня, Надежда, Вера, Любовь. По имени можно узнать кто это, мужчина или женщина, мальчик или девочка. Ребята, как можно определить по имени, взрослый человек или ребенок? Ответы детей.

- Да, взрослого называют по имени и отчеству. Скажите, как вас будут называть, когда вы вырастете? Назовите, как у вас зовут маму и папу? Дети отвечают.

- Каждое имя имеет свое значение. Например: Сергей – высокий, Руслан – лев, Ирина – мир (воспитатель рассказывает обо всех значениях имен, какие есть в подгруппе).

- У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу справа, но у себя оставляю ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

- Солнечный зайчик заглянул вам всем в глаза, закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте зайчика на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Гладьте его аккуратно, не спугните. Солнечный зайчик забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает каждого из вас, подружитесь с ним.

- Ребята, давайте определим какое у вас сейчас настроение. Окрашиваем воду таким цветом, какое у вас сейчас настроение.

Высказывания детей: когда меня обидят, стукнут, когда мама не разрешает гулять, Когда мама не покупает то, что я попрошу.

Дети рассказывают, в каких ситуациях их мама сердится: когда ее сын или дочь не слушается, когда в школе получил двойку, когда ребенок не убирает игрушки.

- А вот если кошку обидел человек, наступил на хвост, как вы думаете, что она чувствовала. Да она чувствовала боль, пыталась себя защитить. Кошка злится, царапается.

- Они оба злятся. Даже может завязаться драка. Но Витя злится потому, что пытается защитить себя. Получается, что в некоторых случаях злость можно оправдать (самозащита, умение постоять за себя). Высказывания детей.

- Представьте себе, что вы с кем-то поссорились: брови у вас сдвинуты, в руках шарф, которым вы размахиваете. Вы наступаете на своего противника и начинаете с ним сражаться шарфами, но по правилам:

  • можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
  • можно касаться шарфом только тела и ног;
  • заканчивать бой по сигналу колокольчика.

Играет несколько пар детей.

- Еще можно победить свою злость при помощи крика, т.е. просто покричать, можно побить подушку, показать страшную злую рожицу.

- Я вам предлагаю еще один способ победить свою злобу. Возьмите картинку, представьте, что это ваша злость, которая сидит в вас, когда вы на кого-то сердитесь (на картинке схематично изображена страшная рожица). Сомните эту "злость", порвите, сделайте с ней все, что хотите, а потом выбросите в ведро.

- Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад, тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

Меню