Социальное развитие детей дошкольного возраста животные

Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

При общении ребенка со взрослым каждый оказывает влияние на другого. Ребенок постоянно имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его людей.

При общении со сверстниками формируются дружеские отношения с детьми, что является одной из составляющих социального развития.

Воспитание уверенности в себе помогает ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения, понять, что он уникален и неповторим. Педагогу важно уметь поддержать ребенка в разных ситуациях успеха и неудач, помогать ребенку верить в свои силы.

При организации работы по социальному воспитанию были определены четыре блока, на наш взгляд важных, которые помогают последовательно ввести ребенка-дошкольника в мир социальных отношений:

  • "Я, мое имя, мои близкие"
  • "Место, где я живу"
  • "Что я чувствую"
  • "Зачем быть вежливым"

Блок занятий о себе и о семье дает возможность закрепить знания о себе, о значении имени, фамилии; формирует знания о родословной. Воспитание любви к месту, где живет ребенок, осуществляется на занятиях на тему "Место, где я живу". В дошкольном возрасте ребенок должен приобрести умение сопереживать людям, окружающим его. Воспитание любви к Родине выстраивается в логическую цепочку "от близкого к далекому" – от любви к семье, к детскому саду, к улице, городу, - до любви к родному Отечеству. Социальное развитие тесно связано с нравственным, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием. Занятия, посвященные чувствам, помогут детям выражать свое эмоциональное состояние. Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими чувствами, это приводит к импульсивным поступкам. А импульсивные реакции, в свою очередь, приводят к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. По мере формирования личности, у ребенка проявляется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми.

Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения, в основе которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуация усложняется. Поступление в школу связано с освоением новой роли – роли ученика -, и новой формой общения – делового общения. В ситуации школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций. Усвоение норм речевого поведения, связанное с новыми ситуациями, помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.

- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

- Очень давно, нашим предкам хотелось, чтобы их дети были здоровыми, сильными, добрыми. И имена им подбирали соответствующие: Любомир, Людмила, Добрыня, Надежда, Вера, Любовь. По имени можно узнать кто это, мужчина или женщина, мальчик или девочка. Ребята, как можно определить по имени, взрослый человек или ребенок? Ответы детей.

- Да, взрослого называют по имени и отчеству. Скажите, как вас будут называть, когда вы вырастете? Назовите, как у вас зовут маму и папу? Дети отвечают.

- Каждое имя имеет свое значение. Например: Сергей – высокий, Руслан – лев, Ирина – мир (воспитатель рассказывает обо всех значениях имен, какие есть в подгруппе).

- У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу справа, но у себя оставляю ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

- Солнечный зайчик заглянул вам всем в глаза, закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте зайчика на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Гладьте его аккуратно, не спугните. Солнечный зайчик забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает каждого из вас, подружитесь с ним.

- Ребята, давайте определим какое у вас сейчас настроение. Окрашиваем воду таким цветом, какое у вас сейчас настроение.

Высказывания детей: когда меня обидят, стукнут, когда мама не разрешает гулять, Когда мама не покупает то, что я попрошу.

Дети рассказывают, в каких ситуациях их мама сердится: когда ее сын или дочь не слушается, когда в школе получил двойку, когда ребенок не убирает игрушки.

- А вот если кошку обидел человек, наступил на хвост, как вы думаете, что она чувствовала. Да она чувствовала боль, пыталась себя защитить. Кошка злится, царапается.

- Они оба злятся. Даже может завязаться драка. Но Витя злится потому, что пытается защитить себя. Получается, что в некоторых случаях злость можно оправдать (самозащита, умение постоять за себя). Высказывания детей.

- Представьте себе, что вы с кем-то поссорились: брови у вас сдвинуты, в руках шарф, которым вы размахиваете. Вы наступаете на своего противника и начинаете с ним сражаться шарфами, но по правилам:

  • можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
  • можно касаться шарфом только тела и ног;
  • заканчивать бой по сигналу колокольчика.

Играет несколько пар детей.

- Еще можно победить свою злость при помощи крика, т.е. просто покричать, можно побить подушку, показать страшную злую рожицу.

- Я вам предлагаю еще один способ победить свою злобу. Возьмите картинку, представьте, что это ваша злость, которая сидит в вас, когда вы на кого-то сердитесь (на картинке схематично изображена страшная рожица). Сомните эту "злость", порвите, сделайте с ней все, что хотите, а потом выбросите в ведро.

- Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад, тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Одной из актуальных проблем является проблема развития сотрудничества детей с задержкой психического развития. Опыт работы показывает, что особенности детей с ЗПР требуют от педагога-психолога тщательного подбора коррекционно-развивающего материала, отвечающего возможностям детей.

Как правило, многие дети с ЗПР имеют и нарушения речевой функции, которые проявляются в том, что у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания обращенной речи. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у данной категории детей нарушено речевое общение. Нарушения коммуникации приводят к трудностям взаимодействия детей между собой – не возможность договориться о распределение обязанностей, трудности в выполнении совместных действий, в конструктивном разрешении конфликтов и т.д.

Принимая во внимание совокупность имеющихся нарушений у детей, была составлена коррекционно-развивающая программа по развитию навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения.

1. Ритуал начала занятия. Упражнение “Доброе животное”.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Мы делаем шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох! Молодцы!”. Дети выполняют упражнение вместе с психологом.

“Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Шаг вперед – стук, шаг назад – стук!”.

3. Создание проблемной ситуации.

Каждому ребенку дается картинка “Найди отличия”. Сначала задание выполняется индивидуально. Затем дети делятся по парам. Каждой паре дается картинка, на которой надо найти отличия.

После выполнения задания психолог спрашивает детей: “Как легче искать отличия: одному или вместе?”, “Что помогало вам выполнять задания? А что мешало?”

Задача психолога подвести детей к пониманию того, что вместе легче выполнять задания, так как всегда можно обратиться за помощью к товарищу.

5. Упражнение “Волшебные ножки”.

Вариант 1. Двое детей в паре, держась за руки, должны пройти препятствия, не задевая их и не расцепляя руки. Необходимо так сделать препятствия, чтобы детям была возможность под чем-то пролезть, что-то переступить и т.д.

Вариант 2. Одному ребенку из пары завязывают глаза. Второй ребенок должен его провести по кабинету так, чтобы он не задел препятствий.

“Совместные дела”

Задачи: способствовать формированию дружеских отношений, взаимопонимания, доброжелательных отношений в группе, навыков совместной деятельности.

2. Разминка “Карандаш”.

Дети делятся на пары. Каждой паре дается один карандаш (лучше, если он будет не поточен). Задача детей удержать карандаш указательными пальцами на вытянутой руке. Как только это получилось, задание можно усложнить. Удерживая карандаш нужно присесть, повернуться, попрыгать та, чтобы карандаш не упал.

4. Упражнение “Повтори узор”.

Дети делятся на пары. Каждой паре дается образец узора из геометрических фигур. С помощью цветной бумаги, ножниц и клея детям вместе необходимо сделать такой же узор.

“Волшебный город”

Материал и оборудование: выполнение творческого задания требует предварительной подготовки. Дети с задержкой психического развития, как правило, в возрасте 4-5 лет имеют трудности с графомоторными навыками, поэтому для достижения целей данного задания психологу необходимо подготовить достаточное количество изображений различных предметов (дома, деревья, люди, животные, машины, цветы и т.д.) Чем разнообразнее будут картинки, тем больше возможностей будет у детей.

Меню