Социализация ребенка происходит через

Социальная адаптация детей младшего школьного возраста через театрально-музыкальное творчество. Процесс внедрения программы «Детский музыкальный театр»

Обобщив результаты начальной диагностики, мы условно определили, что в обеих группах есть дети с разным уровнем социальной адаптации. В каждую из групп вошли:

- социально адаптированные младшие школьники, комфортно чувствующие себя в школе. Эти учащиеся успешны в учении, общении, творчестве, самостоятельны, инициативны, социально активны. Процесс их адаптации протекает благоприятно;

- дети, у которых адаптация носит неустойчивый характер. Учащиеся неодинаково хорошо приспособились к различным сферам школьной жизни, они успешны в одних видах деятельности и менее успешны в других. Их поведение не выходит за рамки социально принятых норм;

- дети, которые положительно относятся к школе, но чувствуют себя в ней недостаточно уверенно. Они малоактивны в познании, творчестве, безынициативны. Эти школьники составляют «группу риска», так как влияние незначительного фактора может привести к срыву их адаптации;

- дети, у которых адаптация протекает с осложнениями, обнаружены отдельные признаки дезадаптации. В основном это дети неуспешные в учении или общении, а также эмоционально дезадаптированные;

Распределение в процентном соотношении уровня социальной адаптации детей в названных выше группах (Диаграмма 1).

В ходе экспериментальной работы были замечены изменения в поведении детей экспериментальной группы. На занятиях по программе «Детский музыкальный театр» был сделан акцент на такие виды упражнений и заданий, которые способны развивать в детях навыки общения друг с другом, умение проявлять свои чувства и понимать чувства других, умение имитировать различные эмоциональные состояния, использовать невербальные средства общения (жесты, мимика), что является основой успешной социальной адаптации. Следует отметить, что театрально-музыкальное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению, где в процессе общения осуществляется обмен мыслями, чувствами, переживаниями ради определенной цели, где сталкиваются разные точки зрения, разные намерения и побуждения. Все вышеперечисленные условия способствовали усвоению детьми общепринятых норм общения и правил поведения, улучшению отношения к учебе, к своим обязанностям, к проблемам и желаниям других людей и в конечном итоге, повлияли на изменение уровня социальной адаптации по отдельным параметрам.

На начальном этапе работы в творческую деятельность включались не все дети из экспериментальной группы: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как занимаются другие. Но спустя некоторое количество времени в совместную деятельность были включены все члены группы. Применяя театральные игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать вербальную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени. Если рассматривать такой критерий, как «социальная адаптированность», то можно отметить повышение уровня межличностных отношений между отдельными членами группы и между учителем и ребенком по сравнению с начальным уровнем до эксперимента. Также замечается повышение уровня удовлетворенности коллективом и практически отсутствие тревожности у детей. Мы считаем, что на занятиях в рамках данной программы были созданы такие условия (ситуации успеха, самореализации), при которых уровень тревожности, влияющий на процесс адаптации, заметно снизился. Повышение показателей наблюдается и по критерию «социальная активность». Повысился уровень мотивации к учебной деятельности и отношения к основному виду деятельности (желание учиться). Проигрывание на занятиях моделей нравственного общественного поведения, перевоплощение в различные образы, способствовало более глубокому осознанию и пониманию правил и норм поведения младшего школьника, а также соблюдению и выполнению их, о чем говорят повышенные показатели по данному параметру.

Применение на индивидуальных занятиях методов арт-терапевтической деятельности также оказало положительное воздействие на нормализацию негативных эмоциональных состояний, повышение самооценки, творческого самовыражения и саморазвития. Арт-терапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. Самооценка ребёнка, его уверенность в себе во многом зависят от мнения о нём взрослого. Имея опыт позитивного общения со взрослым, ребёнок начинает смотреть на себя глазами принимающего его человека, таким образом позитивно меняется и его самооценка. Кроме того, процесс и результаты творческой деятельности помогают ребёнку оказаться в ситуации успеха. Это ощущение поддерживается и закрепляется также и на групповых занятиях, что значительно меняет представление ребёнка о себе в сторону выстраивания позитивной «Я-концепции». С помощью арт-терапевтических методов удалось создать безопасную обстановку безусловного, безоценочного принятия ребенка. Общаясь с педагогом, ребенок получает то, что ему так необходимо – безусловную любовь, поддержку и внимание. Одновременно, четко контролируя соблюдение ребенком правил, педагог организует его поведение, позволяет приобрести более конструктивные навыки коммуникации. Результатом взаимодействия педагога и ребенка в процессе индивидуальных занятий будет приобретение ребенком социальной автономности. Ребенок, уверенный в том, что взрослый его принимает, начинает использовать полученные новые коммуникативные навыки в общении с окружающими его людьми.

Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность использования театрально-музыкального творчества, при соответствующем педагогическом руководстве, в процессе социальной адаптации младших школьников.

В результате эксперимента в позитивную сторону изменилось процентное соотношение уровня социальной адаптации детей в экспериментальной группе. (Диаграмма 2)

На основе данных, полученных в ходе проведения эксперимента, был проведен сравнительный анализ, который показал, что в экспериментальной группе повысился уровень социальной адаптированности на 29,7%, уровень социальной активности повысился на 27,2%, а уровень социальной автономности на 24,1%. Тогда как в контрольной группе, дети которой не посещали театрально-музыкальные занятия, показатели существенно не изменились. (Диаграмма 3)

Более того, в контрольной группе по-прежнему остаются дети, у которых сохраняются отдельные признаки дезадаптации. Два ребенка имеют низкий социальный статус ученика, они не осознают и не выполняют правила и нормы поведения младшего школьника. Все это ведет к наличию тревожности и как следствие – к низкому уровню комфортности, что заметно осложняет процесс социальной адаптации. Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе, об окружающих его людях – детях и взрослых. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями и ориентации в социуме.

Положительным моментом в нашем эксперименте, помимо явной общей динамики уровня социальной адаптации детей, явилось то, что ребенок из экспериментальной группы, имевший изначально низкий уровень социальной адаптации, перешел из пограничного состояния (ПС) на средний уровень (норма). Если на начальном этапе эксперимента у конкретного ребенка результаты по многим показателям были на очень низком уровне, то в процессе занятий по программе «Детский музыкальный театр», произошли заметные изменения в сторону повышения. Театрально-музыкальная деятельность дала возможность ребенку проявить свои положительные качества: искренность, эмпатию, сочувствие. На самом деле мальчик испытывал большую потребность в общении, рассказывать о себе, о своих родителях. Занятия в творческом объединении помогли раскрыться актерским способностям ребенка. Правильный подбор игрового материала позволил придать новый социально-приемлемый смысл агрессивным действиям ребенка, где посредством физических действий, ребенок вымещал накопившуюся агрессию, происходила разрядка негативных эмоций. Данная деятельность способствовала: повышению уровня межличностных отношений (Ребенок – Ребенок, Ребенок - Учитель); улучшению отношения к себе, к школе; осознанию норм и правил поведения; понижению уровня тревожности.

Проводя данный эксперимент, было выявлено, что применение театрально-музыкального творчества в контексте социально-педагогической деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста, способствует повышению уровня их социальной адаптации, о чем свидетельствуют приведенные выше показатели. Уровень тревожности снижается, повышается уровень межличностных отношений, уровень сплоченности группы, удовлетворенности коллективом. Это также конструктивно влияет на социальную активность детей: они готовы к активному взаимодействию и сотрудничеству.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Театрально-музыкальное творчество комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом.
  • Посредством театрально-музыкальной деятельности ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни.
  • В данном виде деятельности дети усваивают навыки общения со сверстниками, также усваивают особенности социальных ролей, учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которой ребенок должен ощутить себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.
  • Применяющиеся разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.
  • Используемые элементы арт-терапии, с помощью которых решаются проблемы социальной и психологической адаптации, способствуют развитию творческого потенциала.
  • Использование театрально-музыкального творчества в процессе социальной адаптации младших школьников обусловлено его полифункциональностью, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями младших школьников, их восприимчивостью к театру, музыке и склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.
Это говорит об эффективности театрально-музыкального творчества в работе с детьми младшего школьного возраста. Именно через театрально-музыкальную деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Удачный подбор игрового репертуара и музыкального материала обеспечит эффективность социальной адаптации детей младшего школьного возраста к жизни в обществе, а более обширное применение театрально-музыкального творчества будет способствовать успешной социализации детей на различных стадиях процесса социализации личности.

Меню