Социализация ребенка парсонс

Парсонс Толкотт

(Parsons) (1902—1979), американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. С 1927 в Гарвардском университете. Основные сочинения: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1952).

Конфликт, оценка и мотивационный баланс

Индивидуальный актор обладает большим набором потребностей-предрасположений; в тот момент, когда часть из них активно проявляется, другие остаются пас­сивными. Удовлетворение и нейтрализация одной может послужить сигналом для активизации другой, и наобо­рот. Часто две или более потребности—предрасположе­ния активизируются одновременно, требуя от актора ис­полнения конфликтных действий, которые несовместимы в том смысле, что удовлетворение одной потребности-предрасположения влечет за собой отсутствие удовлет­ворения других. Актор, стремящийся достичь удовлетво­рения или избежать отсутствия удовлетворения, редко и лишь на короткое время в состоянии искоренить или по­гасить крепко укоренившуюся потребность—предраспо­ложение, даже несмотря на то, что ее открытое удовлет­ворение может повлечь серьезные последствия для актора. В процессе оценки, который протекает как нео­сознанно, так и осознанно, актор часто приходит к ком­промиссным решениям, что позволяет ему либо одновре­менно, либо в течение какого-то периода времени удовлетворить конфликтующие потребности—предрас­положения. Поскольку актор стремится избежать или минимизировать отсутствие удовлетворения, а ситуация делает такое отсутствие неизбежным, принятый компро­мисс представляется в некотором смысле лучшим из все­го того, что возможно при данных обстоятельствах, учи­тывая как требования ситуации, так и структуру личности актора. Последний часто выполняет действие, которое само по себе преднамеренно ведет к отсутствию удовлет­ворения, но в более широком контексте системы его по­требностей—предрасположений обеспечивает наиболее Удовлетворительный общий итог с точки зрения доступ­ных в данных обстоятельствах возможностей действия.

До сих пор о внутренней структуре существующего в сознании актора мира объектов было сказано лишь то, что этот мир дифференцирован по оси возможностей Удовлетворения или отсутствия удовлетворения. Но даже на этом элементарном уровне удалось показать, какую роль играют в действии такие фундаментальные катего­рии ориентации и произведенные от них категории, как познание и потребность, оценочная и инструментальная ориентации, различение и выбор, обучение и обобщение. Когда все элементы организованы в относительно согла­сованную систему действия, становится возможным устой­чивый баланс между заинтересованностями в увеличении удовлетворения и в минимизации отсутствия удовлетворе­ния. Эта организация состоит из относительно устойчи­вых, взаимосвязанных наборов различений или выборов, необходимым дополнением которых являются относи­тельно устойчивые ряды ожиданий.

4. Взаимодействие и развитие личности

Входящий в систему действия элемент взаимодей­ствия, сочетаясь с рассмотренными выше основными пе­ременными организации поведения, является причиной чрезвычайно сложной дифференциации и организации

социальных систем и систем личности. Взаимодействие является основным процессом, который в своих различ­ных формах и вариантах обеспечивает зарождение того, что на человеческом уровне мы называем личностью и социальной системой. Взаимодействие делает возмож­ным развитие культуры на человеческом уровне и прида­ет культуре ее значимость в детерминации действия.

Личность как система

Развитие «личности» (или «структуры эго») ребен­ка следует рассматривать как установление относитель­но специфичной определенной и устойчивой системы потребностей-предрасположений, выполняющих роль избирательных реакций на альтернативы, предоставляе­мые ребенку объектной ситуацией или организуемые им для себя путем поиска новых объектных ситуаций и фор­мирования новых целей. Поэтому для связного описания и анализа человеческой личности как системы нужны категории и гипотезы, основанные на четырех основных рядах переменных:

Обсуждавшиеся выше основы психологии поведения: мотивация, баланс между удовлетворением и отсутствием удовлетворения, первичные потребности и возможные потребности в социальных отношениях, познание и обучение, так же как и основные механизмы когнитивного и катектически-оценочного обучения и регулирования. Последние включают исследование таких механизмов обучения, как дифференциация и обобщение, в которых главенствует когнитивный интерес, а также подкрепление, подавление, торможение, замещение,отождествление и имитация, в которых главенствуют катектические или оценочные интересы.

Процессы размещения22, посредством которых усилия, направленные на удовлетворение, распределяются между различными доступными объектами и обстоя­тельствами, а возможности удовлетворения распреде­ляются между различными потребностями-предрасполо­жениями. Эти процессы удерживают конфликт и трево­гу в границах, необходимых для нормальной работы системы личности; при нарушении же беспрепятственно­го хода этих процессов требуется включение в действие специальных механизмов защиты и регулирования.

Механизмы защиты и регулирования23, с помощью которых различные компоненты диспозиций потребностей-предрасположений внутренне интегрированы в систему и направлены на объекты.

Интеграция различных потребностей-предрасположений в «длящуюся» личность, в какой-то мере способную к самоконтролю и целенаправленным действиям. Характер длящейся личности может быть понят только в соотнесении сравнительно независимых промежуточных уровней интеграции в структуре личности с механизмами регулирования, связывающими эти уровни друг с другом. Органические основания структуры потребностей-предрасположений личности продолжают функционировать в течение всей жизни. Но в силу пластичности человеческого организма они непосредственно детерминируют поведение взрослого человека гораздо меньше, чем поведение многих других биологических видов. Через обучение и опыт взаимодействия они интегрируются с сим­волическими структурами культурных традиций, образуя систему взаимозависимых приобретенных потребностей-предрасположений, многие из которых тесно переплетены с привязанностями к специфическим объектам и со специфическими системами ролевых ожиданий. Структура человеческой личности в высшей степени автономна и социализирована в сравнении со своим физиологи­ческим основанием. Кроме того, личность обычно обла­дает высокой степенью автономии по отношению к соци­альной ситуации в любой конкретный момент в том смысле, что изменения социальной ситуации не вызыва­ют полностью соответствующих изменений в системах личностей.

22Под размещением мы понимаем распределение значимых компонентов внутри системы таким образом, который совместим с функционировани­ем системы в данном состоянии. Термин заимствован из экономики. 23Под механизмами защиты мы понимаем мотивационные процессы, по­средством которых в системе потребностей-предрасположений личности либо разрешаются, либо смягчаются в своих последствиях внутренние кон­фликты. С другой стороны, механизмы регулирования - это процессы, по­средством которых устраняются напряжения в отношениях актора с объек­тами. Полное разрешение этих конфликтов и напряжений может происходить в процессе нормального обучения, но при неполном обуче­нии действуют специальные механизмы.

Интернализованныеориентации и культурные объекты

Мы уже констатировали, что организация основных альтернатив ориентации выбора является фундаментальной для любой системы действия. Без такой организации невозможна устойчивая система ожиданий, самая важная для существования любой системы действия. Дело не только в том, что ориентации выбора ребенка в основном организуются благодаря участию рослых в процессе социализации. Кроме того, для обеспечения стабильности всей социальной системы жизненно важным является наличие согласия по отношению к этим основным ориентациям выбора из альтернатив. Во всех обществах и более стабильными, и более эффективными являются те образцы культуры, которые, тя бы и с различными интерпретациями, с различными степенями конформизма, идиосинкразии, творчества, гойчивости, принимаются всеми — как членами общества, так и группами членов. Образец «приверженности» некоторому набору таких выборов между потенциально открытыми альтернативами выступает как лирическое проявление сочлененности систем действия.

Поскольку анализ организации систем действия про­чится с детализацией, необходимой для анализа структуры личности, насущной задачей становится также изучение непосредственного сочленения систем действия с эталонами культурной ориентации, которое представляет одну из главных целей антропологических исследований. Этот же основной набор категорий для альтернатив выбора, который применяется при анализе структур личности, используется для дифференциации и классификации культурных ориентации или традиций социальных систем на макроуровне исследования.

Интернализация культурных образцов

Выше было показано, что вне зависимости от его сис­тематической формы культурный эталон может включать­ся в действие либо как объект ситуации актора, либо, бу­дучи интернализован, как часть структуры его личности. Интернализованы могут быть все типы культурных эта­лонов, но особую важность следует приписать интерна-лизации ценностных ориентации, так как некоторые из них становятся частью структуры суперэго и довольно часто — институционализированных ролевых ожиданий26.

Интернализованные культурные эталоны становятся составляющими элементами личности и социальных систем. Все конкретные системы действия несут в себе систему культуры, являясь одновременно личностями (или частя­ми личностей) и социальными системами или подсистема­ми. При этом все три системы являются концептуально не­зависимыми организациями элементов действия.

26Этот факт интернализации ценностей был независимо и с различных то­чек зрения открыт Фрейдом в его теории суперэго и Дюркгеймом в его те­ории институционализации моральных норм. Тот факт, что два человека при различных предпосылках пришли к одному и тому же выводу, может быть признан показательным в развитии современной социальной науки.

Вследствие этой эмпирической взаимосвязанности возможна динамическая теория культуры, соответству­ющая динамическим теориям личности и социальной си­стемы. Она рассматривает условия, при которых опреде­ленные типы культурных систем могут существовать внутри личностей или обществ определенного типа. Та­кая теория анализирует процессы культурной инновации и культурного изменения с точки зрения мотивационных детерминант этих процессов, действующих в механизмах социальной системы и в механизмах личности. Эта тео­рия исследует несовершенство интеграции культурных эталонов и рассматривает их в плане эмпирической зави­симости напряжений и процессов в социальных системах и в системе личности от культурных ориентации.

Меню