Социализация ребенка и онтогенез речи

Понятия, характеризующие онтогенез человека

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях, а именно:

Онтогенез человека раскрывает ряд взаимосвязанных понятий, прежде всего, понятие «развития», которое принадлежит к основным в детской психологии. Психическое развитие выступает как последовательный, закономерный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящие в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют собой переход от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование.

Развитие психики ребенка хотя и обусловлен социальными условиями его жизни, но опирается на созревание организма. Последнее понятие отображает морфофизиологические линию онтогенеза.

Под созреванием понимают, прежде всего, изменения индивида или отдельных его функций и процессов вследствие действия внутренних врожденных факторов. Так, можно говорить о созревании органических функций человека или всего его организма.

Созревание — проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма. Созревания обеспечивает необходимые для психического развития ребенка свойства его организма (особенности нервной системы, прямохождение, органы речи), но не определяет содержания и состава психического развития, которые обусловлены усвоением человеческого опыта. Одновременно, психическое развитие ребенка способствует его созреванию.

Созревания составляет фундамент развития, но не входит в это понятие как его аспект или сторона, имея качественно отличную природу. Да, мы можем говорить об обнаружении цвета глаз ребенка на первых месяцах ее жизни как о проявлении созревания, а не развития, так как цвет глаз однозначно предопределен генотипом и не зависит от условий жизни — например, того, на что смотреть ребенок в первые месяцы жизни. По-другому детерминированная динамика черт характера человека, которые возникают вследствие развития, а не созревания, поскольку от рождения они заранее не определены и зависят от того, в каких условиях воспитывался ребенок, какие требования к ней предъявляли окружающие.

Развитие ребенка, как правило, происходит в условиях общества, неразрывно связанный с нацеленными развивающими воздействиями на подрастающего личность окружающих людей. Понятие «формирование» психических качеств подрастающей личности акцентирует социальную обусловленность психического развития ребенка в условиях общества.

В процессе формирования можно выделить стихийную компонента (т.е. изменения под воздействием неуправляемых, случайных факторов, например, неформальных подростковых объединений, рекламы, моды, музыки и т.д., характер и последствия действия которых непредсказуемы) и целенаправленный процесс изменений личности или ее отдельных сторон и качеств вследствие специально организованных воздействий.

Понятие «становление» подчеркивает процесс приобретения новых признаков и форм психики в процессе развития ребенка. Можно говорить, например, о становлении характера ребенка, его мышление и т.д., т.е. это понятие целесообразно применять тогда, когда речь идет о развитии отдельной стороны или качества личности.

Закономерности психического развития ребенка находят отражение в педагогических понятиях воспитания, обучения и т.п..

Воспитание — процесс осуществления общественных воздействий, обусловливающих формирование личности, то есть индивида как члена общества, с теми качествами, которые позволяют ему отвечать на требования общества и позволяют пользоваться правами члена общества.

Одним из направлений воспитания является обучение, которое организуется обществом в образовательных учреждениях с целью вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками. Психическое развитие личности и обучения тесно взаимосвязаны. Обучение ведет за собой развитие, от особенностей обучения зависят темпы перехода индивида от низших ступеней умственного развития к высшим (Л. С. Выготский). Развитие психики человека в условиях обучения достигает таких успехов, которые невозможны при других обстоятельствах. В частности, исследования показывают, что без специальной педагогической работы абстрактное мышление не возникает у ребенка, а соответственно организовано обучение ускоряет переход детей к абстрактному мышлению.

Навигация

Приветствуем Вас, уважаемый подписчик! Рады представить Вашему вниманию новую педагогически-ориентированную рассылку!

логопедам, методистам и воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей и вузов по специальности  «логопедия» и «дошкольное воспитание», родителям детей дошкольного возраста.

- для оформления информационных стендов родителям, воспитателям, логопедам; - для подготовки к аттестации – представление своего портфолио, научно-исследовательской деятельности; - при подготовке к выступлениям на методических объединениях, семинарах, педагогических советах; - при составлении и оформлении своих научно-исследовательских трудов; рефератов, курсовых, дипломных работ; - для создание своих наглядных и дидактических пособий; - для расширения своего профессионального кругозора.

теоретический, методический  и практический материал по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Первоначально будет преобладать материал, ориентированный на логопедию и развитие речи детей: - онтогенез речевого развития; - методика развития речи; - обучение грамоте; - дислалия; - ринолалия; - ОНР  и ФФН; - фрагменты работ студентов (конспекты занятий, рефератов, курсовых, дипломных работ); - другие вопросы воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

- печатные издания, в том числе и периодические; - из опыта работа преподавателей логопедии и логопедов-практиков; - интернет.

приглашаем Вас к сотрудничеству на альтруистической, безвозмездной основе. Разместим Ваши материалы в  рассылке, и Вы сможете обсудить их с коллегами логопедами, подписанными на нашу рассылку.

регулярная доставка «на дом», полезной, профессионально значимой информации, возможность предствить коллегам свои наработки.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Не книги а люди. Профессионалы Высокого класса и, просто хорошие человеки. В моей жизни они появились в такой последовательности: 1. Гордиенко Галина Ивановна - преподаватель педагогического колледжа № 2 г. Владивостока. 2. Михина Галина Борисовна - кандидат педагогических наух, профессор, декан Института педагогики и образования Дальневосточного государственного университета. 3. Невзоров Михаил Николаевич - доктор педагогических наух, профессор, диретор Института педагогики и образования Дальневосточного государственного университета.

 

Моё портфолио

"Логопедия" - разделы "Дислалия", "Ринолалия", "Общее надоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие".

В дальнейшем буду размещать материалы по логопедии, воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста принадлежащие другим авторам и моим студентам - отсканированные, скаченные книги, пособия и прочее.

3 ОНТОГЕНЕЗ. 1-2 года развитие речи

В 2 недели, ребенок оставляет грудь, прислушивается к голосу матери, может перестать плакать. Ребенка можно успокоить песней.

На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.

Реакция на звук несколько замедленная. Голос мамы начинает узнавать – на него больше реакции, чем на другие звуки.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками. Выделяются (опознаются) в гулении звуки – а, о, у, э; п, м, к, г, х.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в–и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков. Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль–ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Перенимает по подражанию темп, ритм, тон речи («гуления») взрослых. Реагирует на громкость речи и интонацию – может начать улыбаться, может заплакать.

СЕДЬМОЙ – ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Практически все звуки не свойственные родному языку ребенок из своего лепета уже отсеил. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.

ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

ОДИННАДЦАТЫЙ – ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ. Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. 80 % слов – существительные. Могут присутствовать и глаголы – бух – падать, ам – кушать. прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.

Первая степень обобщения слов.

1 степень – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только эта кукла, все остальное не куклы, а что-то еще не известное). Около 1 г.

слово замещает чувственный образ нескольких однородных предметов (все куклы становятся куклами). Около 3 лет.

усваиваются обобщающие слова, обозначающие несколько групп предметов (игрушки = кукла + мяч+кубики). Около 3,5 лет.

– усваиваются обобщающие слова для обобщающих слов – высший уровень интеграции (вещь=игрушки+посуда+одежда). После 4-х лет.

Меню