Социализация ребенка в современном обществе

Социализация личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;
  • знаний;
  • норм, ценностей, традиций, правил;
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру” [1].

Для реализации задач социального развития в МБДОУ «Детский сад № 83 «Золотой петушок» созданы следующие условия: оформлены игровые уголки по группам «Уютный диванчик», «Страна неприкосновенности», подобраны атрибуты для полноценной сюжетно-ролевой игры «Семейная гостиная», «Супермаркет 777», «Лечебница Пилюлькина», регулярно оформляются уголки по формированию социальной компетентности и ОБЖ.

В дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные «Во саду ли, в огороде», «Красна девица», развлечения «За околицей», «В гости в деревню», «Бабушкин сундук», досуги для детей «Остров Дружбы», «Путешествие в космос», «Кем Я стать хочу», реализующие задачи развития социальной компетентности.

В детском саду ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Знакомить с родной страной помогает уголок России, в котором собран большой материал о нашей Родине. Формируя представления о России, городе Норильске, педагоги используют разные методы: познавательные беседы «Русские горки», «Путешествие по России», рассказы, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместную празднично – игровую и трудовую деятельность.

Знакомить детей с родным краем помогают сотрудники музеев: Музея истории освоения и развития НПР (Талнахский филиал музея) и Государственного природного заповедника «Большой Арктический». Работники музеев знакомят детей с разнообразием растительного и животного мира родного края «Мхи и лишайники», «Лемминги», с историей родного края «Путешествие в каменный век», с музейными экспонатами.

Формируя у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения педагоги используют сюжетно-ролевую игру. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д.Б. Эльконина, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению” [3]. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.

Поэтому, основная задача детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире.

Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям и ввести его в социальный мир, невозможно без помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Эффективное социальное развитие ребенка дошкольного возраста результат содружества детского сада с семьями воспитанников.

Помочь раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными педагогическими коллективами.

Список литературы:

  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп.- М.: Карапуз, 2001.
  3. Эльконин Д.Б. Психологические игры. – М.: Педагогика, 1978.
  4. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез,2003.

Главная >Документ

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Модернизация образования предусматривает вовлечение общественности в управление образовательным учреждением. Общество само не придет в школу. Необходимо инициировать интерес сообщества к образовательному учреждению как к надежному социальному партнеру и разделить ответственность за результат деятельности школы как института образования. Для этого школа имеет достаточный ресурс: материальный, интеллектуальный, кадровый, технологический. Однако проектирование и внедрение модели социального партнерства процесс трудный и продолжительный.

В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы образования, повышения качества знаний, повышения эффективности управления школой на основе договорных отношений с социальными партнерами.

- организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

- разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

- реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

В ходе воспитательной работы возобновляются и организуются связи с внешкольными учреждениями: музыкальная школа, Дом Культуры и библиотека Сахарного завода.

Похожие работы:

... проекты «Наша новая школа» и «Образование как институт социализации детей с ограниченными возможностями развития в современном обществе», подготовленные рабочей...

... в современных условиях меняются требования к человеческому фактору производства? 4) Что такое социальное партнерство? 5)  Как происходит становление социального партнерства в России...

... Домострой. Как детям почитать и... социализации современных подростков возможна при условии... школы в организации социально -педагогического партнерства... партнерства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства; развитие форм социального партнерства...

... социальная функция семьи — воспитание подрастающего по- коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации... психолого-пе- дагого- социальной поддержки и реабилитации детей и подростков; школь - ная психологическая служба;...

... как социального института, реали­зующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей... большинства семей в условиях современного социально -экономичес­кого и политического кризиса в России. Как социальная проблема здесь...

Меню