Социализация ребенка в однодетной семье

Презентация на тему: Современные проблемы семьи как института социализации

«Современные проблемы семьи как института социализации» «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. Сухомлинский

Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, то есть в процессе воспитания. Оно начинается с семьи.Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации.Семья является основным фундаментальным институтом общества, предающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Социализация ребенка в семье имеет несколько функций: функция первичной социализации – семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка; воспитательная функция – родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

С целью изучения особенностей взаимоотношений родителей и детей, был проведен опрос обучающихся. В опросе приняло участие – 223 человека.182 обучающихся, что составляет 82% от общего числа опрошенных, устраивают отношения с родителями.

С помощью рейтинга мы смогли определить, как детиоценили свои взаимотношения с родителями.Вывод: на 1 месте - полное взаимопонимание 112 выборов; на 2 месте – доверительные отношения 102 выбора; на 3 месте – уважительные отношения 77 выборов.

Отвечая на вопрос: « Какие воспитательные меры родители применяют чаще в отношении тебя?», дети отмечали следующее:Ласка – 68 2 место Убеждение -114 1 местоПоощрение -42 4 местоУгроза -7Принуждение -14 Разъяснение -51 3 местоВнушение -23 Ругань -31 5 местоОскорбление перед другими людьми -2Физическое наказание -8

Я в своей родной квартиреКак на службе строевой:Командир на командире,Я один здесь рядовой.Всем я должен подчиняться,По приказу одеваться,По приказу умываться,Ровно застилать постель.По команде есть, ложиться,По будильнику вставать.Теперь вам ясно, почемуНачал огрызаться:Конец терпенью моемуДе-мо- би-ли-за-ция

89% (198ч) опрошенных детей ответили, что им нравится бывать дома, проводить свободное время с членами семьи. Как распределились ответы можно увидеть на диаграмме:

71,3% опрошенных детей считают, что им родители доверяют; не всегда доверяют 12,2%; очень редко 3% (7ч) учащихся; 11 обучающимся - 8,5% по их мнению родители не доверяют; затрудняются ответить на данный вопрос 5% (11ч) У 73%(162) опрошенных детей, родители выслушивают откровения о переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.д.

Современные глобальные проблемы семьи как института социализации:рост мобильности населения;урбанизация;снижение уровня рождаемости;рост малодетных и неполных семей;

Размыты идеалы и нравственные ценности;Резко сокращен выпуск отечественной детской литературы;Экраны телевизоров и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию;Уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.

Каждая семья счастлива по- своему Главная проблема однодетной семьи: единственный ребенок чаще всего вырастает черствым, эгоистичным;Серьезная проблема многодетной семьи: невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком, взрослыми утрачивается чувство справедливости особенно в отношении старших детей.

«Будь у меня любимый старший брат,Его советы слушал бы робея,Его защитой братской был бы радДо той поры, покуда он сильнее».

Проблемы семьи в воспитании детей Ослабляется роль родителей в воспитании;Увеличивается количество детей социальных сирот;Растет число детей, убегающих из семьи;Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг;Растет детская и подростковая преступность.

Человек, появляясь на свет, приходит в чуждый ему мир, где с течением времени пытается найти свое место. Свить гнездо, в котором он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Пусть вокруг бушуют конфликты - если в семье царит покой, то и окружающий мир, внешние проблемы и заботы воспринимаются иначе: спокойнее и оптимистичнее. От социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.Родители! Помните! «Не хлебом единым сыт человек».

Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей

Представлены результаты исследования взаимоотношений с сиблингами и сверстниками на выборке детей из многодетных и однодетных семей. Испытуемые – дети дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, всего 250 человек. Изучаются взаимосвязи между показателями детских отношений и некоторыми эмоционально-личностными характеристиками. Анализируется влияние факторов возраста, пола, размера семьи и очередности рождения детей. Выделены общие и отличительные психологические качества, которые проявляются у детей на разных этапах онтогенеза.

Ключевые слова: многодетная семья, однодетная семья, сиблинги, сверстники, взаимоотношения, размер семьи, порядок рождения, возраст, личностные характеристики

На основании анализа работ зарубежных и отечественных авторов [Adler, 1929; Zajonc, 1983; Wagner and Schubert, 1985; Narchal, 1986; Думитрашку, 1992; Думитрашку и др. 1996; Андреева, 1994; Трефилова, 1997; Хоментаускас, 2003; и др.] можно отметить, что в различных моделях семьи складываются свои условия жизни, внутрисемейные отношения, что определяет психологические характеристики детей и специфику процесса социализации.

Общая проблема ряда наших исследований заключается в установлении психологических различий между детьми, воспитывающимися в разных по размеру семьях.

Теоретической основой исследований является подход В.С.Мерлина к человеку как интегральной индивидуальности, что позволяет всесторонне и комплексно рассмотреть психологические особенности детей в различных типах семей. Выделим основные положения теории, важные, на наш взгляд, при изучении данной темы.

Интегральная индивидуальность – это целостная динамическая система, особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека. В основе концепции интегральной индивидуальности лежит методология системного подхода, согласно которой индивидуальность человека представляет собой большую систему, состоящую из нескольких относительно замкнутых автономных подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Подсистема «человек-организм» включает физиологические свойства, «человек-личность» рассматривается как подсистема психологического уровня, и «человек-общество» характеризует социально-психологические свойства индивидуальности. Этим обеспечивается определенная свобода системы в реакциях на многообразные внешние воздействия и дается возможность ее саморегуляции и саморазвития.

С позиции теории интегральной индивидуальности механизм развития индивидуальности в процессе онтогенеза рассматривается в двух аспектах: 1) развитие индивидуальных свойств, которое может протекать как процесс развертывания, изменения отдельных свойств или возникновение новых характеристик; 2) развитие связей между свойствами, что выражается в разрушении старых и образовании новых связей между индивидуальными свойствами, относящимися как к одной подсистеме (одноуровневые свойства), так и к разным подсистемам (разноуровневые свойства). Развитие разноуровневых связей более гибко, пластично, изменчиво. Временные характеристики человека на каждом этапе развития предстают как целостный феномен. Но вместе с тем в онтогенезе сохраняются индивидуальные различия по отдельным свойствам и связям между свойствами, что создает устойчивость отдельных уровней и системы в целом. Выявление психологических свойств людей разного возраста, которые проявляются схожим образом, а также отличительных черт на различных этапах онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему пониманию многодетности и однодетности.

Интегральная индивидуальность – это открытая система. Ее функционирование возможно только при наличии обратной связи между системой и средой. Изменения в связях происходят и в зависимости от социальной ситуации развития, в которой находится ребенок. Человек имеет возможность выбора, который он делает в соответствии со своими индивидуальными свойствами.

Много-многозначные связи между свойствами относительно легко разрушаются и могут возникать равновероятно в онтогенезе благодаря опосредующей (системообразующей) функции промежуточных переменных, различных в зависимости от возраста, пола, условий жизни, особенностей деятельности и т.д. [Мерлин, 1986].

В соответствии с этим положением одной из сторон исследуемой проблемы является обнаружение межуровневых опосредующих звеньев, каковыми мы полагаем конфигурацию семьи. Конфигурация семьи создает внутрисемейную систему ценностей, типы интеракции ее членов, поведенческие модели адаптации к семейной и широкой социальной среде, поддерживает оптимальное и результативное самосознание у ее членов. Полученные нами факты на материале изучения особенностей когнитивных характеристик и свойств личности детей и взрослых из многодетных и однодетных семей позволяют считать, что промежуточными опосредующими звеньями во взаимосвязях свойств интегральной индивидуальности подсистем «человек–индивид» и «человек–личность» могут выступать такие специфические средовые особенности конфигурации, как размер семьи и очередность рождения детей.

Предметом исследования данной работы являются свойства двух подсистем: «человек–личность» и «человек – социальная группа». В системе «человек–личность» нами изучаются свойства личности, экстраверсия–интроверсия, тревожность, фрустрация в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах. В подсистеме «человек – социальная группа» изучаются межличностные отношения детей с сиблингами и сверстниками.

Многодетность и однодетность специфическим образом обеспечивают себе актуализацию в результате взаимодействия с окружающим миром и развиваются посредством внешней детерминации.

Ранними работами, посвященными вопросам развития сиблингов и единственных детей, являются труды А.Адлера [Адлер, 1997, 1998]. Он выделил личностные особенности детей и специфику взаимоотношений между братьями и сестрами в зависимости от порядка рождения.

Анализ более поздних зарубежных исследований (Леви, 1945; Сонтаг, 1947; Боуэн, 1960; Полит и Фабло, 1987; Леман, 2004; Эрнст и Ангст, 1983; Салловэй, 2000; и др.) показал, что эффект порядка рождения оказался достаточно сложным и неоднозначным [Приводится по: Зырянова, 2008].

Настоящее исследование является продолжением серии работ по данной проблематике. Мы полагали, что феномены конфигурации семьи специфическим образом найдут отражение в социально-психологических характеристиках и взаимосвязях с эмоционально-личностными свойствами испытуемых на значительном отрезке онтогенеза – от дошкольного до подросткового возраста.

Меню