Системы развития ребенка

Как "созревает" нервная система

В материнской утробе эмбрион получает все, что ему необходимо, защищен от любых невзгод. И в период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток (механизм этого удивительного процесса неясен, хотя понятно, что реализуется генетическая программа). Клетки делятся и формируют органы, в то время как растущий плод плавает в околоплодной жидкости. И через материнскую плаценту он непрерывно, без всяких усилий получает пищу, кислород, тем же путем выводятся из его организма шлаки. Нервная система плода начинает развиваться из наружного зародышевого листка, из которого вначале образуется нервная пластинка, желобок, и затем нервная трубка. На третьей неделе из нее формируются три первичных мозговых пузыря, два из которых (передний и задний) еще раз делятся, в результате чего формируется пять мозговых пузырей. Из каждого мозгового пузыря в последующем развиваются различные отделы головного мозга. Дальнейшее разделение происходит во время внутриутробного развития. Образуются основные части центральной нервной системы: полушария, подкорковые ядра, ствол, мозжечок и спинной мозг: дифференцируются основные борозды коры больших полушарий; становится заметным преобладание высших отделов нервной системы над низшими. По мере развития плода многие его органы и системы проводят своего рода «генеральную репетицию» еще до того, как их функции становятся действительно необходимыми. Так, например, возникают сокращения сердечной мышцы, когда еще нет крови и необходимости ее перекачивать; появляется перистальтика желудка и кишечника, выделяется желудочный сок, хотя пищи еще как таковой нет; в полной темноте открываются и закрываются глаза; двигаются ручки и ножки, что доставляет матери неописуемую радость от ощущении зарождающейся в ней жизни; за несколько недель до рождения у плода даже появляются дыхательные движения при отсутствии воздуха, которым можно дышать. К концу внутриутробного периода общая конструкция центральной нервной системы достигает почти полного развития, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.

Развитие мозга человека: А, Б — на стадии мозговых пузырей (1 — конечный; 2 промежуточный; 3 — средний, 4 — перешеек; 5 — задний; 6 — продолговатый); В — мозг эмбриона (4,5 месяца); Г — новорожденного; Д — взрослого человека

Головной мозг новорожденного составляет примерно 1/8 массы тела и весит в среднем около 400 граммов (у мальчиков несколько больше). К 9 месяцам масса мозга удваивается, к 3 году жизни утраивается, а в 5-летнем возрасте головной мозг составляет 1/13 — 1/14 массы тела, к 20 годам — 1/40. Наиболее выраженные топографические изменения в различных отделах растущего головного мозга происходят в первые 5—6 лет жизни и заканчиваются только к 15—16 годам. Ранее считалось, что к моменту рождения нервная система ребенка имеет полный набор нейронов (нервных клеток) и развивается лишь за счет усложнения связей между ними. Теперь известно, что в некоторых образованиях височной доли полушарий и мозжечка до 80—90 % нейронов образуются только после рождения с интенсивностью, зависящей от притока сенсорной информации (от органов чувств) из внешней среды. В головном мозге очень высока активность, обменных процессов. До 20 % всей крови, направляемой сердцем в артерии большого круга кровообращения, протекает через головной мозг, потребляющий пятую часть поглощаемого организмом кислорода. Высокая скорость кровотока в мозговых сосудах и насыщенность его кислородом необходимы прежде всего для жизнедеятельности клеток нервной системы. В отличие от клеток других тканей, нервная клетка не содержит никаких энергетических запасов: поставляемые с кровью кислород и питание расходуются почти мгновенно. И любая задержка в их доставке грозит опасностью, при прекращении подачи кислорода всего на 7—8 минут нервные клетки гибнут. В среднем необходим приток 50—60 мл крови на 100 г. мозгового вещества в одну минуту.

Соответственно увеличению массы мозга существенные изменения происходят в пропорциях костей черепа точно так же, как и меняется пропорция частей тела в процессе роста. Череп новорожденных окончательно не сформирован, а его швы и роднички могут быть еще открыты. В большинстве случаев к рождению остается открытым отверстие ромбовидной формы на стыке лобных и теменных костей (большой родничок), которое обычно закрывается только к году, череп ребенка активно растет, при этом голова увеличивается в окружности. Наиболее интенсивно происходит это в первые три месяца жизни: голова увеличивается в окружности на 5—6 см. Позже темп замедляется, и к году она увеличивается в общей сложности на 10—12 см. Обычно у новорожденного (с массой 3—3,5 кг) окружность головы составляет 35—36 см, достигая к одному году 46—47 см. Далее рост головы еще более замедляется (не превышает 0,5 см в год). Чрезмерный рост головы, как и заметное его отставание, указывает на возможность развития патологических явлений (в частности, гидроцефалия или микроцефалия). С возрастом претерпевает изменения и спинной мозг, длина которого у новорожденного составляет в среднем около 14 см и удваивается к 10 годам. В отличие от головного спинной мозг новорожденного имеет более совершенное в функциональном отношении, законченное морфологическое строение, почти полностью занимая пространство позвоночного канала. С развитием позвонков рост спинного мозга замедляется. Таким образом, и при нормальном внутриутробном развитии, нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.

Почему нужны двигательные автоматизмы?

Основные рефлексы двигательного автоматизма — пищевые, защитные спинальные, тонические рефлексы положения.

Пищевые двигательные автоматизмы обеспечивают ребенку способность к сосанию и поиску источника пищи для него. Сохранность этих рефлексов у новорожденного указывает на нормальную функцию нервной системы. Проявление их заключается в следующем. При надавливании на ладошку ребенок открывает рот, поворачивает или сгибает голову. Если нанести легкий удар кончиками пальцев или деревянной палочкой по губам, в ответ они вытягиваются в трубочку (поэтому рефлекс называют хоботковым). При поглаживании в углу рта у ребенка возникает поисковый рефлекс: он поворачивает голову в ту же сторону и открывает рот. Сосательный рефлекс является основным в этой группе (характеризуется сосательными движениями при попадании в рот соски, соска груди, пальца). Если первые три рефлекса в норме исчезают к 3—4 месяцам жизни, то сосательный — к одному году. Наиболее активно эти рефлексы выражены у ребенка до кормления, когда он голоден; после еды они могут несколько угасать, так как сытый ребенок успокаивается.

Спинальные двигательные автоматизмы появляются у ребенка с рождения и сохраняются на протяжении первых 3—4 месяцев и затем угасают. Самым простым из этих рефлексов является защитный: если положить ребенка на живот лицом вниз, он быстро повернет голову в сторону, облегчая себе дыхание через нос и рот. Суть другого рефлекса в том, что в положении на животе ребенок совершает ползающие движения, если к подошвам ног подставить опору (например, ладонь). Поэтому невнимательное отношение родителей к этому автоматизму может закончиться печально, так как ребенок, оставленный без присмотра матерью на столе, может, упираясь ногами обо что-нибудь, столкнуть себя на пол.

Умиление родителей вызывает способность крошечного человечка опираться на ножки и даже ходить. Это рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Чтобы проверить их, следует поднять ребенка, удерживая его под ручки, и поставить на опору. Почувствовав подошвами ног поверхность, ребенок выпрямит ножки и упрется в стол. Если его слегка наклонить вперед, он сделает рефлекторный шаг одной, а затем другой ногой. У ребенка с рождения хорошо выражен хватательный рефлекс: способность хорошо удерживать пальцы взрослого, вложенные в его ладошку. Сила, с которой он схватывает, достаточна для того, чтобы удержать себя, и его можно приподнять вверх. Хватательный рефлекс у новорожденных обезьян позволяет детенышам удерживать себя на теле матери при ее передвижении. Иногда беспокойство родителей вызывает разбрасывание ручек ребенка при различных манипуляциях с ним. Подобные реакции обычно связаны с проявлением безусловного рефлекса обхватывания. Вызываться он может любым раздражителем достаточной силы: похлопыванием по поверхности, на которой ребенок лежит, приподниманием разогнутых ног над столом или быстрым разгибанием ножек. В ответ на это малыш разводит ручки в стороны и открывает кулачки, а затем опять возвращает их в исходное положение. При повышенной возбудимости ребенка рефлекс усиливается, вызываясь такими раздражителями, как звук, свет, простое прикосновение или пеленание. Угасает рефлекс после 4—5 месяцев.

Тонические рефлексы положения. У новорожденных и детей первых месяцев жизни проявляются рефлекторные двигательные автоматизмы, связанные с изменением положения головы. Например, поворот ее в сторону приводит к перераспределению мышечного тонуса в конечностях так, что ручка и ножка, к которым повернуто лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются. В этом случае движения в руках и ногах носят асимметричный характер. При сгибании головы к груди тонус в руках и ногах симметрично повышается и приводит их к сгибанию. Если голову ребенка разогнуть, то ручки и ножки тоже разогнуться за счет повышения тонуса в разгибателях. С возрастом, на 2-м месяце, у ребенка формируется способность к удержанию головы, а после 5—6 месяцев он может поворачиваться со спины на живот и наоборот, а также удерживать позу «ласточки», если его поддерживать (под живот) рукой.

Проверим рефлексы: 1 — защитный; 2 — ползания; 3 — опоры и автоматической ходьбы; 4 — хватательный; 5 — удержания; 6 — обхватывания

В развитии двигательных функций у ребенка прослеживается нисходящий тип становления движении, то есть вначале движения головы (в виде ее вертикальной постановки), затем ребенок формирует опорную функцию рук. При перевороте со спины на живот вначале поворачивается голова, далее плечевой пояс и затем уже туловище и ноги. Позже всего ребенок осваивает движения ногами — опора и ходьба.

Проверим рефлексы: 1 — асимметричный шейный тонический; 2 — симметричный шейный тонический; 3 — удержания головы и ног в позе «ласточка»

Когда в возрасте 3—4 месяцев ребенок, до этого умевший при поддержке хорошо опираться на ноги и делать шаговые движения, вдруг теряет эту способность, беспокойство родителей заставляет их обращаться к врачу. Страхи часто бывают необоснованными: в этом возрасте рефлекторные реакции опоры и шаговый рефлекс исчезают и сменяются развитием навыков вертикального стояния и ходьбы (к 4—5 месяцам жизни). Вот как выглядит «программа» освоения на протяжении первых полутора лет жизни движений ребенком. Двигательное развитие обеспечивает способность к удержанию головы к 1 —1,5 месяца, целенаправленные движения рук — к 3—4 месяцам. Около 5—6 месяцев ребенок хорошо сжимает предметы в руке и удерживает их, может сидеть и у него появляется готовность к стоянию. В 9— 10 месяцев он уже начнет стоять с опорой, а в 11 —12 месяцев может передвигаться с посторонней помощью и самостоятельно. Неуверенная вначале походка делается все более устойчивой, и к 15—16 месяцам ребенок уже редко падает во время ходьбы.

Меню