Диагностика развития ребенка 2 года

Экспресс-диагностика в детском саду

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы. Пособие адресовано психологам, работающим в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Скачать приложения и стимульный материал:

Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами:

Чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей? Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени). Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).

В начале года я провела консультацию для воспитателей, на которой ознакомила с речевыми особенностями каждой возрастной группы, способами диагностики и критериями оценки.

"По горизонтали" определяю сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваю с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаю индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаю пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

Воспитателям предлагаю использовать полученные результаты диагностики и мои рекомендации, как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи. Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

1 младшей группы в октябре

Упражнения: “Споем колыбельную мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по запаху”, “Понюхаем цветочки”

Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ трубочкой), “Медвежата едят мёд” (имитация “слизывания”), “Покормим птенчиков” (широкое открывание рта).

Упражнение “Музыканты” (слушать и повторять за воспитателем звуки музыкальных инструментов + имитация игры)

Анализируя работу за текущий учебный год хочется отметить, что педагоги стали проводить диагностику более качественно и осознано, а работа по развитию речи ведется целесообразно и адресно, с учетом индивидуальных возможностей и проблем каждого ребенка.

Список использованной литературы

  1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г.М. Ляминой. М., 1981.
  2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.
  3. Журнал “Дошкольная педагогика”2007/ноябрь.
  4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез.
  5. Журнал “Логопед” 2006, №4; 2007, №6.
  6. Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
  7. Материалы Интернет сайтов.

Нормы физического и психического развития детей 0-5 лет

Задержка роста - плохой или ненормально медленный рост или вес у ребенка младше 5 лет. Это может быть временным явлением.

Нормы развития ребенка в 4 месяца

Типичный 4-месячный младенец развивает определенные физические и умственные способности. Все дети развиваются немного по-разному. Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, поговорите об этом с его лечащим врачом.

- медленно увеличивать вес до около 20 г в день; - дважды быть взвешенным при рождении; - голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз; - быть в состоянии сидеть прямо, если его подпирают; - быть в состоянии вертеться в направлении спереди назад; - удерживать и отпускать объекты; - играть с погремушкой. Когда погремушка в руках, ее невозможно забрать в случае, если она упадет; - быть в состоянии поднимать погремушку обеими руками; - быть в состоянии класть объекты в рот; - засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности - 14-16 часов в день).

- хорошо видит близко; - увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми; - начинает зрительно-моторную координацию; - умеет смеяться вслух; - предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании); - начинает проявлять память; - при повышенном внимании волнуется; - распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.

- положите ребенка перед зеркалом; - обеспечьте его яркими игрушками, которые он может держать; - заставьте ребенка повторять разные звуки; - помогите ребенку продолжить ваши фразы; - используйте детские качели в парке, если головка ребенка уже хорошо держится; - ребенок может играть на животе.

Нормы развития ребенка в 9 месяцев

- набирает вес более медленными темпами - около 15 граммов в день, более 400 гр. в месяц; - увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц; - кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно; - ребенок кладет руки вперед, а головой указывает на землю (рефлекс «парашют»), чтобы защитить себя от падения; - может изучать окружающий мир; - сидит в течение длительного периода; - любит сам больше стоять; - сидя, тянется к объектам; - ударяет объекты; - может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев; - схватывает пальцы других людей; - бросает или трясет объекты.

- лепечет; - может отрываться и цепляться за родителей; - у него разрабатывается восприятие глубины; - понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта); - реагирует на простые команды; - реагирует на названия; - понимает значение слова «нет»; - подражает звукам речи; - может бояться оставаться в одиночестве; - воспроизводит интерактивные игры; - волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.

- обеспечить его книжками с картинками; - предоставить ему различные раздражители; - повезти его в торговый центр (чтобы видел больше людей); - повезти его в зоопарк (чтобы видел животных); - создавать в голове ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды; - научить отличать горячее и холодное через игру; - обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать, словно пешеходов; - петь вместе с ребенком песни; - не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.

Нормы развития ребенка в 18 месяцев

- имеет закрытый передний родничок; - растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита; - имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком; - часто падает; - имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи; - может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой; - может построить башню с блоками; - может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя; - имитирует написание; - может смотреть одновременно две или три страницы книги.

- показывает привязанность к взрослым; - может чувствовать разлуку; - слушает рассказ или смотрит на фотографии; - может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают; - морщатся от поцелуев родителей губами; - определяет одну или более частей тела; - понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты; - часто имитирует что-либо; - может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки; - начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.

- поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка; - обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования для игр ребенка; - позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных обязанностях в семье; - поощрять игры, которые включают в себя задания и творчество; - читать ребенку; - поощрять игры с детьми – ровесниками вашего малыша; - не давать ребенку до достижения 2 лет смотреть телевизор и т.д.; - играть вместе в простые игры – такие, как головоломки и сортировка.

Меню