Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. В соответствии с социальным заказом общества, сегодня необходимо формировать способную к творческому, сознательному, самостоятельному самовыражению личность. С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поиска является поиск методов, форм, педагогических условий для сенсорного развития личности дошкольника. Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие дошкольников, формирование любых представление о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого не достаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения) явлений отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств и восприятия. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.Г.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П.Винченко и многие другие. Однако ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольников. В работе с дошкольниками для развития сенсорной культуры широко используются занятия математикой игра как одно из средств закрепления, уточнения и расширение знаний. Сенсорное развитие ребенка на занятиях математикой происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Исходя из актуальности выше изложенного, мы выдвигаем проблему нашего исследования: какие педагогические условия эффективны для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста в процессе занятий математикой. Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные педагогические условия развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста на занятиях математики. Объектом исследования является процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются педагогические условия развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста в процессе занятий математики. В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой сенсорное развитие у детей дошкольного возраста на занятиях математики может быть более успешным, если создать педагогические условия: Отобрать и использовать комплекс дидактических игр в соответствии с поставленными целями; Организовать совместные дидактические игры взрослого с ребенка; Обеспечить педагогическое руководство самостоятельными дидактическими играми детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нашего исследования нами определены задачи: 1. Раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание», «сенсорные эталоны». 2. Выявить возрастыне особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте. 3. Выявить влияние занятий математикой на сенсорной развитие детей дошкольного возраста. 4. Определить и экспериментально проверить педагогические условия развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста в процессе занятий математикой. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: анкетирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, опрос детей, статистическая обработка данных.

1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М. Гардарика, 2000. – 352с. 2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ Н.А. Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских. - Мн.: Академия, 2004. - 278 с. 3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн.:БрГУ, 2007. – 195с. 4. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение. 1988. - 144 с. 5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, -М.: Просвещение, 1999. – 356с. 6. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя детсада / под. ред. Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1989. – 265 с. 7. Давидчук А. Разновозрастная группа. Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений /А. Давидчук// Дошкольное воспитание. –2000.- №8.-С.69-70. 8. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с 9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой; - М.: Просвещение, 1977. – 265 с. 10. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 – е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991. – 368с. 11. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд.испр. и доп., - М.: Просвещение, 1986. – 321 с. 12. Дошкольная педагогика /С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2008. – 380с. 13. Дошкольная педагогика. / Р.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранова., - М.: Академия, 2007. – 205С. 14. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова., - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 433 с. 15. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1990. - №9. – С. 21 - 29 16. Житко, И.В. Круг, квадрат, куб… Знакомим детей раннего возраста с формой предметов / И.В. Житко. — Мн.: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2006. — 50 с. 17. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с. 18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников.– М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с. 19. Кожевникова Е. Программа раннего вмешательства: помощь детям // Обруч.– 1999, №2. 20. Костюк М. Гармоническая атмосфера Монтессори /М. Костюк // Дошкольное воспитание.- 2000.- №11.- С.47- 48. 21. Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. 22. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн.: Новое знание, 2006. – 345с. 23. Кушнир Н.Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.Я. Кушнир. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 118 с. 24. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори-группе / Г.Любина// Дошкольное воспитание.- 2000.- №11.- С.47- 48. 25. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2004. 26. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание /О.Е. Морозова // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55 27. Немов Р. С. Т.3 Возрастная психология.–М.: Владос, 1999 – 463 с. 28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с. 29. Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 30. Павлова Л.Н. Раннее детство: семья или общество // Обруч. – 1999, №2. 31. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада, - М.: Просвещение, 1983.- 187 с. 32. Поддъяков Н.Н. Проблема психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. 33. Плеханов А. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. Плеханов, О.М. Морозова // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35 34. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э. Г. Пилюгина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 93 с. 35. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. – 392 с. 36. Подшивалова Е. Раннее развитие: работа над ошибками // Обруч. – 2000. №6. 37. Психическое развитие младенца. /Пер. с англ. А.В.Леоновой /Под ред. А.В.Запорожца. –М.:Психология, 1985. – 320с. 38. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964 – 154 с. 39. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. /Под ред. А.В. Запорожца и М.И.Лисиной. - М.: Академия, 1996.- 231 с. 40. Сенсорное воспитание в детском саду. Метод.указание./ Под ред. Н.Н.Поддьяковой и А.П.Сакулиной, - М., Просвещение, 1969.- 234 с. 41. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М.: Просвещение, «Учебная литература», 1996. – 322 с. 42. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной.- М.: -2001. – 79 с. 43. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. – М., 1981. 44. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.Учеб.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/ Под ред.Т.И.Ерофеевой, -М.: Академия, 2009. – 368м. 45. Сорокова М.Г.Система М.Монтессори. Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Академия, 2003. – 608с. 46. Способности ваших детей. Пособие для родителей и воспитателей / Н.П.Линькова, Е.А.Шумилин, - М.: Просвещение.1969.- 122 с. 47. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.Ф.С.Сохиной, Н.Н.Поддьяковой, - М., Просвещение, 1984. 48. Урнатаева Г. Е. И.Тихеева. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. - 2002.- № 10.- С.90-93. 49. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10. 50. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Из-во «Мозаика-Синтез», 2003. – 72 с.

Меню