Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением интеллекта

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на создание оптимальных условий познания ребенком, имеющим отклонения в развитии, сенсорных свойств, качеств, признаков предметов и явлений окружающего мира, на оптимизацию психического развития ребенка и наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основополагающей из которых является: обогащение познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, развитие и коррекция психических процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, движение, индивидуальную и коллективную деятельность, что способствует овладению различными способами управления собственным поведением.

Основной целью программы является формирование дифференцированного восприятия предметов, их разнообразных свойств и знаний о сенсорных эталонах.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

1. Развитие моторики. 1А. Развитие моторики: действия и движения разных частей тела. 1Б. Развитие моторики, графомоторных навыков: использование трафаретов и шаблонов. 1В. Развитие моторки, графомоторных навыков: составление предметных и сюжетных картинок с применением шаблонов, трафаретов. 1Г. Развитие моторки, графомоторных навыков: аппликация в технике «рваная».

2. Тактильно-двигательное восприятие. 2А. Тактильно-двигательное восприятие. Кинестетическое и кинетическое развитие: выразительность движений при имитации животных. 2Б. Тактильно-двигательное восприятие: ознакомление со свойствами пластилина, работа с ним. 2В. Тактильно-двигательное восприятие: определение свойств и качеств предметов наощупь. 2Г. Тактильно-двигательное восприятие: психогимнастические этюды.

3. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. 3А. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. 3Б. Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. 3В. Конструирование сложных форм предметов. Узнавание предметов по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай по описанию». 3Г. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

4. Развитие зрительного восприятия зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти, восприятия пространства. 4А. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. 4Б. Нахождение отличительных и общих признаков. 4В. Ориентировка на месте бумаги разного формата (тетрадь, альбом, ватман). 4Г. Тренировка зрительной памяти.

5. Восприятие особых свойств предметов (осязания, обоняния). 5А. Различие пищевых запахов и вкусов и их словесное обозначение 5Б. Определение противоположных качеств предмета. Противоположных действий совершаемых с предметом. 5В. Взвешивание на ладони. Определение веса на глаз, Развитие дифференцируемых ощущений чувства тяжести. 5Г.Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

6. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти. 6А. Определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади). 6Б. Развитие слухо-моторной координации. 6В. Формирование чувства ритма. 6Г. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

7. Восприятие времени. 7А. Времена года. Работа с календарем 7Б. Длительность временных интервалов. 7В. Определение времени по часам. 7Г. Возраст людей.

8. Уточнение обобщающих понятий. 8А. Группировка, классификация предметов по форме, цвету, величине. 8Б. Группировка, классификация предметов по функциональному назначению. 8В. Анализ – синтез, построение логических цепочек. 8Г. Классификация, обобщение, построение логических цепочек, аргументация.

Программа ориентирована на детей с 3 до 15 лет. После проведения диагностики дефектологического обследования определяется уровень знаний, умений и навыков детей, подбирается раздел программы, согласно индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Игротерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта

Психофизическое развитие детей с нарушением интеллекта характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.

Специфика работы в коррекционном учреждении постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющие формы и методы работы, и с этой точки зрения можно предположить, что игровые технологии являются одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых учащихся.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.

В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности. Чаще всего игры у детей носят неречевой характер. Игровое поведение недостаточно эмоционально. Дети испытывают трудности в построении межличностных взаимоотношений в процессе игровых действий. У детей снижен интерес к игре. Уровень развития игровой деятельности низкий и требует коррекции.

Система игр позволяет организовать плавное погружение учащихся в учебную деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет сохраняющий здоровье компонент. В игре ребёнок учиться управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. Ребёнок подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться и др.

Игровая деятельность детей с нарушением интеллекта выполняет следующие функции:

  • обучающую;
  • диагностическую;
  • терапевтическую;
  • коммуникативную;
  • занимательную.

В учебном плане имеется курс коррекционных занятий “Игра, игротерапия”. Данный курс ведется с 1-4 класс. Для данного курса был разработан цикл комплексных занятий по развитию и коррекции предметной и игровой деятельности, психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития.

Содержание цикла занятий носит коррекционно-развивающий характер. В основу цикла положены сложившиеся представления о структуре дефекта ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуального развития.

Спецификой построения коррекционно-развивающих занятий является логическая взаимосвязь всех заданий, содержание которых включает в себя игровые действия персонажей. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё занятие позволяет детям с нарушением интеллекта достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении. Положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений.

Игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна. Поэтому при выборе игр учитываю возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка. На занятиях использую различные игры для коррекции познавательной деятельности, направленные на формирование сотрудничества ребёнка с взрослым, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи. Выбираю различные средства - игра ребенка с куклами, лепка, рисование и др. В своей практике опираюсь на рекомендации игротерапевта Я. Я. Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр:

  • игры проводятся с учётом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;
  • активное участие педагога в игре;
  • каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей;
  • продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;
  • задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности;
  • игра должна носить воспитательный характер;
  • игровой материал должен быть красочным, интересным.

Технология коррекционно-развивающей игротерапии также построена на использовании сказок, широко известных потешек, которые они с удовольствием слушают и обыгрывают, рисуют.

Как показала практика, представленная система работы с использованием игротерапии эффективна и результативна. Использование на коррекционных занятиях игровых технологий способствует развитию высших психических функций, мелкой моторики, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Литература

  1. А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.
  2. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/под ред. Е.А.Стребелевой.
  3. О.Л.Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  4. Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ “Сфера”. 2001.
  5. Романов А.А. Игровые задачи как средства коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Дошкольная педагогика. №1. 2003.

План-конспект по математике по теме: Конспект занятия по сенсорному развитию на тему "Скоро праздник Новый год" для детей с нарушениями интеллекта

Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки, которые реализуются в виде перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Программное содержание занятия направлено на ознакомление детей с нарушениями интеллекта с сенсорными эталонами.

Меню