Сенсорное развитие детей от 2 до 4 лет как основа умственного воспитания

Воспитание сенсорной культуры ребенка — фундамент умственного развития

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки.

По словам Л. Выготского «для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка». Младший возраст является наиболее благоприятным для воспитания сенсорной культуры ребенка.

Воспитатель I категории МДОУ «Детский сад №19 «Березонька» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников», г. Новотроицк Колесник Наталья Николаевна считает, что воспитание сенсорной культуры ребенка — это основа его дальнейшего умственного развития, становления интеллектуальной культуры в целом.

На основе вышесказанного педагогом представлена следующая модель воспитания сенсорной культуры ребенка в ДОУ.

В понятие сенсорного воспитания входит развитие обоняния, вкусовых ощущений, пространственных представлений, развитие слуховой чувствительности, развитие временных представлений и усвоение сенсорных эталонов [форма, цвет, величина].

1. Материальная база: стимулирующая активизирующая развивающая среда [центр песка и воды, интеллектуально-познавательная зона, зона самостоятельной деятельности, игровая зона]; цвето-звуковой дизайн, эстетическое оформление, техническое оснащение; пособия и дидакт. игры [игры по Монтессори, игры по Никитину, по Богуславской].

3. И немаловажным условием является знание методики сенсорного воспитания, соблюдение принципов и этапов сенсорного воспитания.

Для этого я предлагаю ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом [например, построить пирамидку, чтобы получить ровный конус]. Результат будет достигнут пробами и ошибками. Ошибки, неумения достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предмета, материала. Этой ситуацией неудач я пользуюсь для того, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которая важна для достижения цели. Этот момент является исходным для перехода ко второму этапу.

2.Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения я показываю и называю само действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования [ прокатываю, круглый мяч и т. д.] Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, организовываю упражнения, выявляющие эти качества [ «Чудесный мешочек», «Найди свой домик» ].   В этих условиях происходит отделение качеств от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу.

Формирование обобщенных представлений об эталонах. Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Я учу детей, применят освоенные эталоны для анализа предмета, учу сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие [«опиши и назови»]. В результате овладения в процессе обучения системами персептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности.

Создание условий для самостоятельного применения знаний навыков. На этом этапе работы я широко использую все виды деятельности: как на занятиях, так и на прогулках, экскурсиях, походах.

Все это вместе взятое помогает получить богатый чувственный опыт, развить восприятие и ощущение ребенка. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Особое значение чувственное знание имеет в дошкольном возрасте. Установлено, что 9/10 накопленного умственного багажа детей составляет чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению речи, выражается из чувственного опыта, отражает его и формируется в его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя и различение интонации слов, звуков обеспечивается слуховыми и кинестетическими восприятиями. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего развития человека, культуры чувственного познания. А это все является фундаментом умственного развития. И завершить свою концепцию я хочу словами: » Все, что только возможно, нужно давать для восприятия чувствам, а именно: зримое для восприятия зрения, слышимое — для восприятия слухом, подлежащие вкусу — осязанием, запахи — обонянием…»

Воспитание сенсорной культуры — основа умственного развития детей

Ранний возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для развития сенсорного воспрятия накопления представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Ведущим познавательным процессом детей раннего возраста является восприятие Значение его невозможно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. Если этот процесс будет протекать стихийно, он может привести к нежелательным последствиям. Наша задача, научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, мы наблюдаем за их действиями, при необходимости оказываем помощь, создаём ситуацию успеха.

Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики. обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как: «Водичка», «Наливаем-выливаем», «Угощение для друзей» «Домик для черепашки».

Хорошим средством для сенсомоторного развития являются пальчиковые тренинги. В комплексы пальчиковых тренингов включаем активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые тренинги проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет нам активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На заседании родительского клуба «Содружество», мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Формирование сенсомоторной культуры детей раннего возраста как обеспечение успешного интеллектуального развития личности

Актуально-значимыми в современном образовательном процессе являются вопросы обновления содержания образования, повышения его качества, направленные на всестороннее гармоничное становление личности каждого ребёнка в дальнейшей системе непрерывного образования. Воспитание нравственного ребёнка, компетентного, успешного, социально-психологически адаптированного к современным жизненным условиям начинается с ранних лет жизни.

Одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Использование педагогической диагностики, рекомендованной Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В., позволяет мне организовать мониторинг сенсорного развития детей, определить уровень сенсорного развития каждого ребёнка, наметить перспективное педагогическое сопровождение по формированию сенсомоторной деятельности. (Приложение 1)

Красочно оформленный развивающий центр “Песка и воды” имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие. (Приложение 3)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бардышева Т.Ю., Агаян Г.Г. “Для самых маленьких от 2 до 4 лет” (Серия пальчиковых игр) 2006 г.;
  2. Белая Н. “Первые шаги” (модель воспитания детей раннего возраста) 2000 г.;
  3. Венгер А.А., Е.Г.Пилюгина “Воспитание сенсорной культуры ребёнка” 1988 г.;
  4. Густомясова А. “Воспитание социальной компетентности” 2003 г.;
  5. Гордеева Т.В. “ Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами” 2004 г.;
  6. Жукова О.“О развитии ручной умелости”, Дошкольное воспитание № 8 2008;
  7. Сотникова В. “Самые маленькие в детском саду” 2005 г.

Меню