Диагностика развития ребенка 0-3 года

КНИГИ И ВСЁ О КНИГАХ

Название: Диагностика развития ребенка (0-3 года). Практическое руководство по тестированию Автор: Борисенко Марина, Лукина Н. А Издательство: Паритет Год: 2006 Страниц: 112 Формат: jpg Размер: 10.43 Mb

Описание:В каждой главе предложены веселые и увлекательные задания по всем основным разделам дошкольного обучения, соответствующего возрасту. Рассмотрены все основные разделы дошкольного обучения: исследуются слуховое и зрительное восприятие,внимание, память, мышление, обследуется импрессивная и экспрессивная стороны речи, исследуется конструктивный праксис и элементарные математические представления. С помощью тестов в игровой форме можно сравнить умения своего малыша с умениями и навыками успешно развивающегося ребенка в каждый возрастной период и подвести итоги занятий - выявить, соответствуют ли они норме. Критерий оценки условно представлен в виде "лесенки успешности", на которой наглядно видно - ребенок выполняет задания без ошибок, допускает незначительные или случайный ошибки, не может выполнить задание.

Доволен тем, что смог потапчук диагностика развития ребенка скачать бесплатно, Отличный труд, заливайте больше!

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех. Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый) Нормативы: сличение от 1,5—2 лет; выбор по названию — в 2—3 года; самостоятельность названия — в 2,5—3 года. Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.

Пример инструкций: 1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек"; 2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек"; 3) "назови, какого цвета этот цветочек".

• Аналогично предъявляются другие задания. Форма Нормативы: сличение — от 1,5—2 лет; выбор по названию — в 2 года; самостоятельность названия — в 3 года. Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции: 1) "дай такую же" (форма и цвет совпадают); 2) "покажи, где кубик"; 3)"назови форму". Предметный гнозис Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам). Инструкция: 1) "покажи, где нарисован..."; 2) "что нарисовано?" или "что это?" Нормативы: В 1,5—2 года называют 4—5 картинок. В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель. В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Методика "Выбор по образцу" (парные картинки) Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок. Нормативы: выбор из двух карт инок — в 2 года; выбор из четырех картинок — в 3 года. Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией. Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки") Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы: разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года; разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 3,5 года. Анализ результатов: 1) совершает целенаправленные действия; 2) соединяет части без анализа полученного целого; 3) прикладывание с разворотами; 4) зрительное соотношение частей без прикладывания. Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет )                  Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов. Анализ результатов: 1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным); 2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения; 3) сопоставление и исправление ошибок; 4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений; 5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение. Пространственный гнозис       Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций: "Посади мишку около коробки", "Положи в коробку", "Посади на коробку", "Спрячь картинку под коробку", "Достань из-под коробки", "Покажи, где верх (низ)", "Иди вперед (назад)". Нормативы: 2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются; 3,5—4 года — выполняют все задания.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие. Нормативы: 15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может  вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге; 18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая  одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит  игрушку на новом месте; 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных  действий; 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика. Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам: 1 год — самостоятельная ходьба; 1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола; 2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом; 3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами. Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук. Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий. Тонкие движения пальцев рук Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами. Нормативы: 2 года — повторяют штрихи, рисуют круги; 2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — "головонога". Оральный праксис: губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки); языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку"). Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование внимания

Методика "Зрительный диктант" Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток , где нарисованы знакомые картинки (не по порядку). Нормативы: для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки; для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки; для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице. Инструкция: "Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся". Анализ результатов: скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты. Нарушения внимания: 1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); 2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий); 3) "застреваемость" внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; 4) ограниченный объем внимания ( неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности. 1. Контактность: а) легкий, быстрый контакт;    б) поверхностный; в) контакт устанавливает с трудом; г) уходит от контакта; д) протестная реакция. 2.Внимание: а) взгляд фиксирует (не фиксирует); б) устойчивое (неустойчивое); в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой; г) "застревание"; д) с явлениями генерализации. 3. Фон настроения: а) нормальный; б) несколько повышен (снижен); в) эйфорический; г) депрессивный; д) контрастирующий. 4. Реакция на поощрение и порицание: а)адекватная; б) индифферентная; в) с повышением (понижением) результативности работы; г) корректировка деятельности; д) отсутствие реакции; е) отказ от деятельности при порицании; ж) агрессивная реакция на порицание; з) дезорганизация деятельности. Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Меню