Сенсорное развитие детей от 1 года до 2 лет

Для детей от 1 до 2 лет

Программа разработана специалистами кафедры Дошкольного образования и логопедии под руководством доцента, к. п. н. Вершининой Л. В., и является авторской инновационной программой, которая по-новому предлагает решить вопрос о социальной адаптации детей к новым для них условиям и одновременно просвещении родителей в вопросах воспитания и развития детей в раннем возрасте.

Целью программы является планомерное своевременное развитие ребёнка с максимальной реализацией имеющегося у него потенциала.

Занятие длится 40-60 минут (в зависимости от возраста детей) и проводятся в игровой форме в группе из пяти-шести детей и их родителей.

В ходе занятия ребёнок учится общаться с другими детьми и взрослыми (эти навыки пригодятся ему при поступлении в детский сад), имеет возможность позаниматься с развивающими игрушками, в том числе и авторскими, разработанными и созданными специально для детей от шести месяцев до трёх лет.

Благодаря собственным исследовательским действиям с развивающими материалами и наблюдению за действиями других детей и взрослых, у ребёнка развивается

Малыш открывает новые способы действий с предметами,

  • выявляет причинно-следственные связи,
  • учится продуктивно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми по поводу предмета.
В каждое занятие включены
  • пальчиковая гимнастика,
  • словесно-ритмические игры с ручками и другими частями тела ребёнка, способствующие развитию звукопроизношения и речи.

Важным элементом занятия является двигательная активность ребёнка, как спонтанная (ребёнок сам чувствует, когда ему необходимо прервать интеллектуальный труд и размяться), так и организованная в виде словесно-ритмических игр, элементарных танцев и хороводов.

Ведущую роль на занятии выполняет специалист, который поочерёдно предлагает различные виды деятельности, мамы детей (или другие родственники) активно участвуют в занятии, помогают малышам, наблюдают за их действиями, запоминают слова и движения подвижных игр для использования их в домашних условиях. Родители приобретают знания, умения и навыки в различных видах деятельности с детьми, учатся продуктивному построению совместных игр, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, области его актуального и ближайшего развития. Мамы обмениваются опытом в воспитании и развитии детей, анализируют собственные родительские позиции.

В программе занятий акцентом является комплексный подход к всестороннему развитию ребенка, с ориентацией на зону ближайшего развития.

Лучшие традиции классического образования, домашнего воспитания и комплексного психологического развития ребёнка.

Программа в которой вопросы формирования личных качеств ребёнка воедино связаны с развитием его познавательных способностей

Проводится психологическая диагностика детей- познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, уровня коммуникативных способностей, проблем личностного роста, уровня подготовленности к школе.

Психологическая коррекция личностных нарушений (непослушание, капризность, агрессия, упрямство, замкнутость, страхи) 

Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие ребёнка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир посредством анализа тех явлений, которые вокруг него происходят (которые он видит, слышит, или ощущает). Процессы восприятия начинают формироваться у ребёнка в результате синтеза разнообразных ощущений. Малыш, научившийся перемещаться в пространстве, может уже видеть один и тот же предмет под различными углами, в разных вариациях. Это даёт ребёнку возможность составлять более полное представление о конкретном объекте.

Влияние детских игрушек на сенсорное развитие малыша

Немаловажную роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге.  Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, бисеринки разных цветов, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия,  поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания. Существует несколько разновидностей сенсорного восприятия, каждая из которых осваивается ребёнком последовательно, с опорой на полученный ранее опыт.

Развитие ребенка 1-2 года:

Ваш малыш уже целый год живет на земле. И за это время он очень многому научился. Кроха держит головку, переворачивается, сидит, ползает, пытается произнести первые осмысленные звуки и делать самостоятельные шаги. Все это время вы внимательно следили за каждой его победой и с радостью отпраздновали первый день рождения малыша.

Как правило, мамы очень внимательно изучают литературу, посвященную первому году жизни детей, считая его наиболее важным. Однако развитие ребенка в 1-2 года не менее ответственно. Активно развивается речь, двигательные навыки, малыш получает первые уроки общения с другими детьми. Все это требует огромного напряжения усилий воли. И родители должны быть не менее внимательны к ребенку в этот период, чем в первый год жизни. Интенсивное речевое развитие в 1-2 года требует более осмысленного двустороннего общения, которое пока в должной степени могут обеспечить только мама и папа.

Как правило, ребенок начинает говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 годаеще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

Советы по физическому развитию ребенка 1-2 года:

В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.

Социальные навыки и навыки обихода ребенка в возрасте от 1 до 2 лет:

Помогайте ребенку узнавать этот мир, уделяйте ему больше внимания. Огромное количество немых игрушек и конструкторов не разовьют малыша сами по себе: это смогут сделать только любящие мама и папа. Помните, что от количества тепла, отданного родителями ребенку, напрямую зависит уважение и любовь, которые их сын или дочь проявят, будучи взрослыми. Развитие ребенка 1-2 года требует кропотливого труда, но, поверьте, этот вклад обязательно вернется к вам с процентами.

Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью

Человек – венец природы! Как удивительно, но его ребенок рождается самым беспомощным из всех детенышей, появляющихся на земле.

Ребенок - другой...

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания,  ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития. Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов – Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский – открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка – совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его.   У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления – процесс их приобретения только зарождается.  Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции – ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет - открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.            

Сознание крохи не направленно на будущее – он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого – даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша – не значит – думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны.  Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

… Весной!

Будит ласково весна Всю природу ото сна. Засветило солнце ярче, Заглянуло в каждый дом. Даже дышится иначе – Аромат весны кругом!

Рефлексы любопытства!

Ваш малыш все чаще стал напоминать «Любопытную Варвару»? Учеными доказано, что любознательность ребенка в этом возрасте исходит из врожденного рефлекса - реакции на новизну, который дан ему самой природой. Да, такова природа детства - во многом поведение крохи строится на рефлексах и инкстинктах: и он не может вести себя по другому!

Очень важно понимать и учитывать эту особенность малыша: мир манит ребенка своей неизвестностью, поэтому необходимо прививать малышу понятие осторожности.

Меню