Сенсорное развитие детей от 0 до 3 лет

Презентация к занятию (младшая группа) на тему: Презентация к родительскому собранию "Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Презентация к родительскому собранию "Сенсорное развитие детей 2-3 лет"     Сенсорное развитие ребенка  – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

       Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. 

        Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Сенсорное развитие младенца

Младенец, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации – внимательно прислушивается к окружающим звукам, поворачивая головку в сторону источника звука, пристально рассматривает все, что попадает в поле его зрения, ощупывает предметы, тянет их в рот и пробует на вкус.

Приток новых сенсорных впечатлений способствует не только развитию органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития (психологи называют такой недостаток внешних впечатлений «сенсорной депривацией» - недостаточным удовлетворением потребности во внешних стимулах).

Сенсорная депривация часто (к сожалению!) имеет место в домах малютки, персонал которых просто физически не успевает уделить внимание каждому младенцу. Удивительно видеть палату, в которой малыши тихо лежат в своих кроватках: они перестали плакать, прося внимания и общения, потому что привыкли, что все равно никто не подойдет. Переломить такую ситуацию в государственных учреждениях для малышей очень трудно, всегда не хватает людей.

В странах Запада существует движение волонтеров, которые по собственной воле и совершенно бесплатно приходят к детям и общаются с ними, разговаривают, улыбаются им и обнимают, качают на руках. У нас в стране тоже появляются такие люди (хотя часто имеют место бюрократические сложности осуществления такой благотворительной деятельности).

Когда малышу не хватает впечатлений, ему становится скучно, и он даст Вам об этом знать недовольством и плачем. Так не оставляйте же без внимания это требование малыша и постарайтесь также получить удовольствие от совместного познания мира.

Сенсорное развитие 0-3 года.

Уже ни для кого не секрет, что   в раннем возрасте нужно обращать внимание  на сенсорное воспитание малышей.   Что такое сенсорика – взрослый человек понимает, а  попробуйте объяснить это ребенку.

А это сделать очень просто, сенсорное развитие - это развитие всех органов чувств.  Зрение, осязание, обоняние, слух,  вкус – вот они составляющие раннего развития.

Я думаю, что   знакомство с сенсорными эталонами  можно смело начинать с изучения человека. А для чего нам уши, глаза, волосы, рот?????  Вот как мы это делали:

А еще мы  изучали человека прошлого и человека настоящего. Это мы исследовали шедевры мировые. Посмотрели картину «Адам и Ева» Лукаса Кранаха( 1531 год!!)  ,  Г. Ренни «Пьющий Вакх», Л. Да Винчи «Джоконда» и вообще все шедевры на которых изображены люди. Сделали заключение, что количество рук, ног, глаз и других частей тела не менялось в течение тысячелетий, но сами люди менялись( это я больше, конечно решила)))

 В мешочек складываем по 2 одинаковых предмета ( разной формы, разного размера, разной фактуры) Сначала сами достаем предмет, а потом предлагаем  ребенку достать такой же, но использовать только ручки. Мой Михаил, конечно пытался хитрить, и подглядывал, но  потом играл по правилам.

 Еще  хорошим  материалом, для сенсорных игр могут стать старые носочки. Мы  сложили туда разные предметы ( фасоль, горох, мука, бусины, монеты)  Задача такая же найти два одинаковых мешочка. Хитрость в том, что мешочки одинакового цвета – разные наощупь.

 Слушали разные звуки ( как стучит сердечко, какой звук издают ладошки, как голосом можно издавать громкие и тихие звуки и т.п)

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев

– в сидячем положении головку не удерживает; – в положении на животе недолго удерживает головку (провести вдоль позвоночника рукой возникает безусловный рефлекс – подъем головы на 1-2сек); – сохранение ручек в эмбрионном положении (скрученные); преобладание мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями.

– на животе непродолжительное время удерживает головку; – ребенок соединяет ручки перед собой при хаотической активности (из этого в дальнейшем развивается координация рук и ощупывающие движения); – из положения на спине поворачивает головку (слуховое и зрительное сосредоточение); – делает свободные движения ручками и ножками (усиленно развиваются мышцы-разгибатели, реже эмбрионная поза); – в сидячем положении недолго удерживает головку; – может удерживать объект взором в течение нескольких секунд; – может тянуться к ближайшим объектам.

– лежа на животе, уверенно держит головку (это является главным показателем); – в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку; – активные движения руками и ногами вместе, в некоторой степени их целенаправленность (дотягивание, протягивание при одевании); – старается дотянуться до ближайших объектов, но безуспешно; – при поддержке под мышки упирается ногами.

Формирование хватания: 1) Дотягивание. Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.

– обращает внимание на звуки; – впервые устанавливается перцептивный зрительный контакт (смотрит в глаза, аккомодация и конвергенция складываются к 3-5неделям, возникает возможность фиксации предметов); – ребенок перестает плакать, когда его берут на руки (первый условный рефлекс на положение при кормлении); – тесный контакт облегчает условия для выделения близкого взрослого; – плач и крик приобретают сигнальное назначение (в диаде мать-ребенок крик обозначает потребность в защите).

– улыбается в ответ на улыбку взрослого; – затихает на знакомый голос и лицо; – активно слушает речь взрослого (прекращает другую активность, издает восклицание); – вокализирует ("гукает" в промежутках речи взрослого или в его отсутствие); – проявляются положительные эмоциональные реакции в ситуации, когда берут на руки, играют, купают.

– расцвет комплекса оживления: – поворачивает голову на речь и поющие голоса (сам ищет контакта); – дифференцирует человеческую речь от других звуков; – узнает мать (или человека ее заменяющего); – ребенок старается привлечь внимание окружающих (плач и крик используется для привлечения внимания взрослых); – протестует, когда остается один.

1) Если ребенок кричит или плачет, необходимо немедленно прийти к нему на помощь, так как плач в этом возрасте свидетельствует о наличии у ребенка потребности, нужды в чем-то. 2). Больше времени проводите с ребенком, в общении с ним, в содержательной совместной деятельности. 3). Как можно больше держать ребенка на руках (стимулирующее развитие способствует расширению пространства для ребенка, происходит укрепление связи ребенок-взрослый). 4). Предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (улыбка, пение), происходит установление контакта со взрослым. 5). Необходимо использовать кормление для тесного эмоционального контакта. 6). Необходимо обеспечить условия для формирования положительной «Я-концепции» ребенка (поддерживать все его достижения) – эмоциональное и ориентировочное подкрепление.

– трудности зрительного и слухового сосредоточения; – возможность фиксации блестящих, ярких предметов (аналогична слуховая фиксация на голос и музыкальные звуки).

– оптимизация зрительного и слухового сосредоточения; – исследует окружение, выбирая определенное лицо (минимальная исследовательская активность); – оживляется, предвосхищая еду (первый натуральный рефлекс); – изучает движения своей руки (установление зрительного контроля за движением руки); – может провожать глазами предмет.

– впервые проявляется память в функции узнавания; – сопровождает предмет глазами длительное время, может переводить взгляд с одного объекта на другой (развитие зрительной ориентировки ребенка); – исследование своего лица и других частей тела с помощью рта и рук; – в отсутствие стимуляции для активности проявляются негативные эмоциональные реакции (крик, плач).

1). В течение дня несколько раз выкладывать ребенка на живот (другое восприятие окружающего мира). 2). Несколько раз в день сажать ребенка (на руки) – хорошая тренировка для зрения. 3). Много игрушек.

1). Больше говорить, чтобы обеспечить раньше сензитивность в отношении речи. 2). Включать музыку (классическую, рок - ритмичную). 3). К ножкам привязать колокольчики – установление связи, контроля за движениями ноги, руки.

Развивающая среда для детей 0-3 лет

Среда Монтессори – важнейший элемент разработанного ею метода развития детей. Среда имеет четкую логику построения и охватывает несколько зон.

Зона причинно-следственных связей

Самые маленькие начинают с упражнений на наблюдение причинно-следственных связей. Казалось бы, что может быть проще: опустить мячик в коробочку и ждать, когда он выкатится. Или, например, следить, как шарик по модулю плавно скатывается вниз. Однако, работая с этими материалами, малыши решают сложные задачи: прогнозируют результат своих действий, учатся удерживать объект в поле зрения, координируют работу руки и глаза, осваивают алгоритмы деятельности.

Зона сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, размерах, цвете, весе, положении в пространстве, запахе, звучании, температуре.

Новорожденный ребенок обладает всеми органами чувств, что и взрослый человек. Задача взрослых – развить и утончить их. Дети, обладающие сенсорной культурой, способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений, и мир постепенно предстает перед ними во всем своем богатстве и многообразии.

В нашей развивающей среде есть материалы для развития всех органов чувств: для развития зрения (глазомера, различения цветов и их оттенков, различения форм), осязания, слуха, чувства тяжести, обоняния, стереогностического чувства.

Группа "Моя Кроха"

Это развивающие занятия для малышей от 5 до 11 месяцев и их мам, а также для беременных женщин, которые хотят узнать, как заниматься развитием ребенка после его рождения.

Меню