Сенсорное развитие детей от 0 до 1 года

Раннее развитие детей: от 0 до 1 года

В первый год жизни закладываются основные психические функции человека. Ребенок с головокружительной быстротой осваивает окружающий мир и учится в нем жить. Как взрослые могут помочь его развитию в этот чрезвычайно важный период?

Ухаживая за ребенком в течение первого года, родители замечают, как меняются его движения. В процессе общения с матерью развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, познавательные, эмоциональные, речевые.

Первые двигательные реакции новорожденного строятся на безусловных рефлексах: поиск ртом, сосание, случайное схватывание вложенных в кулачок предметов, случайная остановка взгляда на попавших в поле зрение вещах, автоматическая походка и т.д.

К концу второго месяца ребенок уже умеет контролировать движение глаз, останавливать их на интересных объектах. Начинают угасать безусловные рефлексы: автоматическая походка, рефлекс ползания и т.д.

Произнесение первого слова ребенком психологи считают не началом развития речи, а итогом целого периода. Его называют периодом предречевого развития. В это время ребенок овладевает произнесением слов и у него возникает способность общения со взрослыми без слов на языке мимики, жестов, взглядов, улыбки. Этот особый язык без слов (невербальная коммуникация), формирует понимание ситуаций, слов, а также целых грамматических конструкций.

Недостаточность, ограниченность разговоров с малышом на этом этапе приводит к существенной задержке речевого развития. Она возникает, и когда родители мало говорят с ребенком, и когда родители говорят слишком много. Многословие и усложненность речи взрослого – своеобразный тормоз на пути речевого развития.

10-12 месяцев – выражение эмоционального отношения своеобразными звукосочетаниями, умение произносить первые слоги, и несколько слов, часто понятных только матери и ребенку.

Возникновение речи – это продукт совместной работы взрослого и ребенка. Главенствующая роль в этой работе принадлежит взрослому, который постепенно прокладывает ребенку путь к миру культуры и человеческого языка.

Поэтому родителям необходимо активно выстраивать контакт с ребенком к концу первого года жизни. Совместная деятельность в любой форме поможет малышу поскорее овладеть речью.

Что же следует делать, воспитывая новорожденного, чтобы развивать его? Прежде всего, нужно быстро реагировать на крики ребенка, и пытаться устранить причину, вызывающую дискомфорт. Не следует бояться часто брать ребенка на руки из страха избаловать его. Те отделы нервной системы, которые активизируются, если взять кроху на руки, развиты у младенца лучше, чем зрение и слух.

Для обеспечения и поддержки интереса малыша к внешнему миру (что является необходимым условием для его развития)  разместите возле его кроватки подвесные игрушки. Подвешивать игрушку нужно в 30 см от глаз ребенка и двигать ее то влево, то вправо, а не держать посередине. Наибольший интерес у детей 2 месяца вызывает изображение человеческого лица – такую игрушку родители могут сделать сами из картона, изобразив на нем глаза, брови, лоб, волосы, нос, губы.  

Можно играть с младенцем следующим образом: перемещать перед его глазами погремушку, то останавливая его в поле зрения, то продолжая движение. Предметы можно двигать вверх-вниз, по горизонтали, по кругу.

Не нужно пренебрегать зрительным вниманием ребенка – заметив на себе его взгляд – улыбнитесь, скажите ему что-то ласковое.

Побольше разговаривайте с малышом, улыбайтесь ему, не позволяйте долго кричать. Помещайте рядом игрушки или протягивайте их ему. Если ребенок не может захватить игрушку – после второй-третьей попытки помогите ему и вложите игрушку в его руку. Перемещайте ребенка по комнате, чтобы у него были новые впечатления.

Активно разговаривайте с малышом, повторяйте произносимые им слоги, реагируйте на речь крохи, выражайте свою любовь. Не держите подолгу в манеже и не давайте долго кричать.

Играйте с ребенком: накрывайте его руку с игрушкой платком и добивайтесь, чтобы он не терял ее, доставал из-под платка. Показывайте его отражение в зеркале.

Научите собирать в коробки мелкие предметы (но не слишком мелкие, чтобы он не засунул их себе в нос и не проглотил).

Давайте ребенку для исследования предметы различной величины, формы и фактуры – это обеспечит сенсорное развитие.

Много разговаривайте с ребенком, рассказывайте, что происходит в данный момент, обращайте его внимание на называемые вами предметы. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем раньше он заговорит.

Играйте с малышом в прятки, пряча свое лицо за занавеску, спрятавшись,  зовите его спрашивайте, где я? Где наш малыш?

Часто разговаривайте с ребенком, произносите они и те же короткие фразы, короткие стишки, потешки. Совершая какое-то действие, говорите, как оно называется.

Если что-то не получается, не настаивайте, вернитесь к этому через день. Мягкость и терпение – основные помощники в занятиях с крохой.

Не забывайте, что для ребенка по-прежнему важным остается ощущение, что о нем заботятся, что его любят. Нежно и ласково общайтесь с малышом, учитесь понимать его.

Учите показывать части его тела: уши, ручки, ножки и т.д. Показывайте ему вещи, которые его интересуют: кран, лампу, машину, цветы.

Не оставляйте его надолго одного, особенно в манеже. Обеспечьте ему свободу передвижения, спрячьте все опасные вещи.

Диагностика познавательной сферы (сенсорного развития) детей от 0 до 3-х лет

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребёнок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, качестве предметов и т.д.

При диагностике особенностей формирования познавательной сферы в центре внимания находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребёнка. Для этого важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Нужно учитывать, как ребёнок понимает инструкцию, заинтересован ли, его активность, возможность совместных действий.

Сенсорные коробки. Идеи и советы

Из далеких штатов к нам пришла новая и очень простая игрушка – сенсорная коробка. Это то, о чем мечтают все дети, но почему-то родители не всегда догадываются об этом. А ведь подарить ребенку тазик счастья очень просто! Так что, сенсорная коробка – это тазик? Может быть и тазик, миска, кастрюля, пластиковый контейнер или деревянный ящик. В эту емкость насыпается (наливается, крошится…) наполнитель, кладутся разные предметы и инструменты. Это миниатюрная песочница, которая не ограничена только песком и пасочками.

Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка. Важно, чтобы предметов было немного. Лучше несколько раз поменять содержимое сенсорной коробки, чем выдать все предметы разом. Ведь ребенку нужно место, чтобы свободно пересыпать наполнитель, протаптывать фигурками дорожки, в общем, место для свободной игры.

Именно свободная игра так привлекает детей к сенсорной коробке. Можно исследовать свойства наполнителя, наблюдать за пересыпанием (переливанием), находить предметы и закапывать их снова или просто играть в ферму или космос. От родителей только требуется вовремя менять наполнитель, потому что однообразие надоедает. Но нам, родителям, это на руку! Мы можем придумывать сенсорные коробки к праздникам, подстраивать под темы, которые изучаем; использовать новые игрушки и найти применение старым; можем брать её с собой на дачу и на море, а можем просто убирать в коробку остатки макарон и круп, освобождая кухонный шкаф:)

1 -2 года

Когда ребенок перестал тянуть все в рот, ему можно давать более мелкие предметы, крупы, песок, тесто. Размер емкости можно увеличить. Обязательно нужно добавить предметы и показать, что с ними делать. Например, насыпать в коробку рис и высыпать десяток кубиков. Пусть малыш достанет их ручкой. Если у него получается это легко, предложите проделать то же самое при помощи ложки или шумовки. Сумел и это? Покажите, как рассортировать большие и маленькие предметы по баночкам. В общем, теперь цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику, а также попутно обучаться различать предметы по размерам, цветам, свойствам. Ближе к двум годам можно создавать в коробке определенную тематику. Например, взять тарелочки, ложки, фигурки домашних животных и накормить их; насыпать в коробку песок, копать ямки и сажать растения; положить в коробку детскую посудку, насыпать разных по размеру и форме круп, макарон и прочих “сыпучек” и готовить суп. Тут есть простор и для родительской фантазии:)

Старше 2 лет

Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, играть с куклами, уже знает разных животных, персонажей мультфильмов и других персонажей, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. К тому же ребенок уже многое умеет делать своими руками, поэтому он с удовольствием будет участвовать в создании тематического наполнения сенсорной коробки. Он может выбрать из своих игрушек подходящие к данной игре, собрать на улице осенние листья или гальку на море, придумать, как соорудить забор или холм.

Система развития  Монтессори предполагает  деление  помещения на пять зон.

Огромный минус – это высокая стоимость материалов. Всего две фабрики в России, в Санкт-Петербурге и Омске, которые выпускают Монтессори-материаллы.

Важнейшая особенность и достоинство материала заключается в том, что он содержит в себя контроль ошибок. Монтессори не учит детей рисованию прямым путем, но воспитывает механизм, давая им средства и технику к умению точного видения. «Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок — и этому должна способствовать вся жизнь» — говорила Мария Монтессори. Но почему то детям нравится рисовать так, как у них это получается, а у взрослых их работы вызывают интерес и умиление.

Монтессори учителей готовят на специальных курсах. В основном они платные, но есть и исключения, когда какая-то организация отправляет своих педагогов на повышение квалификации. Задача Монтессори учителя – создание соответствующих условий, способствующих развитию ребенка. Учитель не должен лишать ребенка самостоятельности, не должен слишком доминировать. Монтессори учитель не многословен, речь его достигает изумительной точности. Как говорят специалисты, Монтессори педагогом может стать любой желающий.

И в заключении хотелось бы обратить к родителям – не зависимо от того, выбрали вы систему развития Монтессори или нет, помните, самое главное для него это ваша любовь и ваше внимание. Будьте щедры на заботу и ласку.

Меню