Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста игры

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать ит.д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное), восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно- образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния. В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния:

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Вкусовые ощущения делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних и неприятным для других.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важное человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. Система фонем (от. греч. “звук”) – это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладеть смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи. Свойства звуков нельзя, подобно разновидностям формы или цвета, представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции. Ребенок пропивает, проговаривает речевые звуки и постепенно овладевает умениям изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков. Игры на восприятие звука дают детям представление о шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте.

Органом осязания служит рука, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью использую различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, треугольник); величины (длинный – короткий, толстый – тонкий); цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности использую сенсорные пособия – пирамиды, вкладыши, логический куб, сборно-разборные игрушки и др., что значительно повышает эффективность всей работы. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например при смешивании красок) или в таких играх как:

Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить. Величина понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой и маленький. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера:

Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:

Оборудование: куклы одетые в пальто разного цвета (желтый, красный, зеленый), шапочки разных цветов, фрукты, погремушки, звукозапись.

Дети входят в группу и видят, что к ним пришли гости. Воспитатель говорит детям, что надо поздороваться с гостями (дети здороваются).

За столом сидят три куклы, одетые в пальто разного цвета. Воспитатель: Ребята, а давайте с ними познакомимся. Я спрошу у них как их зовут (воспитатель подносит к уху каждую куклу и она говорит, как ее зовут).

Воспитатель: Ребята эта кукла сказала, что ее зовут Маша, какого цвета у Маши пальто (дети называют – красного). А эту куклу зовут Катя, какого цвета у Кати пальто (дети называют – зеленого). У нас осталась еще одна кукла ее зовут Таня, какого цвета пальто у Тани (дети называют – желтого). Молодцы все правильно сказали.

Воспитатель: Дети, а скажите какое сейчас на улице время года (дети отвечают, что зима). Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешку о зиме:

Ты мороз, мороз, мороз Не показывай свой нос Уходи скорей домой, Уноси стужу с собой А мы саночки возьмем Мы на улицу пойдем.

А, что мы одеваем зимой на улицу когда идем гулять (ответы детей). А куклы пришли к нам в гости без шапок. Ребята у меня есть шапочки, вот только я не знаю на какую куклу надеть какую шапку. Поможете мне? (Дети подбирают шапки по цветам к пальто.)

Воспитатель: Ребята, а здесь еще что – то есть, давайте посмотрим (достает мешочек), и предлагает детям поиграть в игру “Чудесный мешочек”.

Надуваем шарик быстро, Он становится большой, Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Стал он тонкий и худой. (Автор В. Цвынтарный )

Воспитатель: Ребята, а в нашем чудесном мешочке лежат погремушки, давайте с вами попляшем с ними. Проводится музыкальная игра “Погремушки”.

Ой, как хорошо поплясали, наверно нашим гостям понравилось, давайте у них спросим. Воспитатель подносит к уху одну из кукол, и сообщает детям, что куклам у нас очень понравилось, и они хотели бы у нас остаться. Ребята, что оставим кукол у нас в группе? А где они у нас будут жить? Дети предлагают оставить их в кукольном уголке. Воспитатель вместе с детьми показывает куклам, где они будут жить. Игра продолжается по желанию детей.

Картотека (младшая группа) по теме: Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует эффективности развития другого.

Однако анализ литературы и практические наблюдения показывают, что зачастую различные направления воспитания осуществляются изолированно друг от друга, имеют свои специфические задачи и средства их решения. В частности, разобщённость умственного и физического воспитания наблюдается и при анализе современных образовательных программ для дошкольников.

Физическое воспитание в них рассматривается как оздоровительный фактор, призванный решать специфические задачи улучшения физического статуса детей, а в перечне основных средств умственного воспитания дошкольников отсутствует организованная двигательная деятельность.

Все системы в организме ребёнка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо).

Одной из особенностей раннего развития ребёнка является восприятие размера и пространственного объёма предметов. Уже в первые годы жизни, ребёнок может и должен не только различать размер и объём предмета (маленький, большой, короткий и другие), но и определять его структуру (мягкость, жёсткость, плотность и другое). Ритмические  движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности. С помощью этих движений совершенствуются способности ребёнка определять вес предмета и его структуру и т.д.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребёнок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если ребёнок не может схватить предмет, то он и не сможет и ощутить его.

Для того чтобы эффективно определять форму, объём  и размер предмета, ребёнок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обоих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти речи. Чем лучше ребёнок двигается (точно, координировано), тем он будет лучше говорить.

Понимание взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка имеет непосредственное отношение к реализации целей и использованию методов развивающей педагогической работы с детьми.

В связи с вышесказанным, следующая картотека игр подобрана с целью интеграции  сенсорного и двигательного развития дошкольников раннего возраста.

Меню