Сенсорное развитие детей дошкольного возраста своими руками

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Сколько создано развивающих игр и игрушек для на­ших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадо­ваться за малышей, их родителей и педагогов.

Самые лучшие, самые развивающие игрушки и по­собия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А ес­ли взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.

Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.

С помо­щью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представ­ление о форме, цвете, количестве.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.

Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих доми­ках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном до­мике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указыва­ет на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут... красные рыбки. (И т. д.)

Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в крас­ный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый до­мик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ре­бенку в разнообразных комбинациях.)

В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, ску­чают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенно­го цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадо­вались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок рас­кладывает рыбок других цветов.)

- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять. Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог переме­шивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали.

(Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Крас­ный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси малыша в его домик к маме. (И т. д.)

Описание: Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из од­ного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз ис­пользуются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жесткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, ко­торая позволяет крепко удерживать ее на основе — листе ковролина размером 45 х 45 см.

Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало тем­но. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Крас­ная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребенок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шур­шит). (Ребенок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. За­тем берет рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)

Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог гово­рит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыб­ки. Потрогай их. (Ребенок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».

С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Осталь­ных рыбок ребенок берет по одной, извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком. Игровые задания можно сопровождать стихотворе­нием Е. И. Тихеевой.

Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений.

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка; - развитие тонкой пальцевой моторики; - развитие внимания, наблюдательности, памяти; - развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; - развитие пространственных представлений; - развитие математических представлений и счетных умений; - развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Сенсорика — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой интеллектуального развития, - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, - развивает наблюдательность, - готовит к реальной жизни, -является основой для развития воображения, - развивает внимание, - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности, - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, - влияет на расширение словарного запаса ребенка, - влияет на развитие памяти.

Игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками- развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

«Ежики» (резиновые игрушки или сделанные из пластилина и спичек) Предлагаем ребенку взять ежика. Будем ежика катать между ладошками и приговаривать.

- Куча листьев здесь лежит. Кто там листьями шуршит? Из под листьев черный нос, Клубок колючками оброс. Вы, конечно, догадались, Мы с ежонком повстречались!

Теперь берем ежа в правую руку - (мнем в кулачке, а взрослые помогают малышу), и покатаем по правой ножке: -Топ – топ - туда! -Топ – топ - сюда! -Без тропинок и дорог - шорох вдоль и поперек. А теперь берем ежика в левую руку (мнем в кулачке, взрослые помогают) -Вот какой колючий! Берем другого ежа и катаем по левой ножке, проговаривая те же слова. В конце прячем ежика в двух ручках («замок») -Убежал ежонок в лес. -В куче листьев шум исчез.

Вы видите, что это не просто пальчиковая гимнастика,- это игра, развивающего характера. Идет развитие на ориентирование(«левая», «правая»),развиваем память, мелкую моторику рук, усидчивость, мышление, речь, повторяя слова за взрослыми. Прививаем интерес к игре.

Игра «Бабочки» Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь воображение. Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.

На лесной полянке чудо - на цветочках бантики, это бабочки расселись как цветные фантики. Игра «Три колодца» Это, пожалуй, самая забытая из "лечебных игр". Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками). Игра строится на "легочном меридиане" - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца: - Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы... Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса: - Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды. Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб: - Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких. Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"): - Здесь вода горячая... - А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение. Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

«Птица» На сегодняшнем мастер- классе я предлагаю сделать сенсорных птичек. С ними можно организовать игру с детьми «Узнай на ощупь». Наша сегодняшняя работа будет проходить под таким девизом: Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво, Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить. Эризн.

Техника изготовления птицы.

В старину птица являлась символом удачи, счастья, любви. И свое выступление мне бы хотелось закончить такими стихами:

Сто дорог, сто разных судеб, А мечта у всех одна, Ищут птицу счастья люди, Что руками создана. Только где же птица счастья?! Кто увидит? Кто найдет? Ходят, бродят где-то люди, Истоптавши сто дорог. Полюбите! Птица счастья, К Вам в окошко постучит. Потому что, к тем кто любит, Та мечта сама летит... И ее искать не надо, Исходивши сто дорог, Вы с любовью подружитесь, Ну, а птица Вас найдет!

Меню