Сенсомоторное развитие детей раннего возраста занятия

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека

Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.

2)  зародышевую стадию – до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;

Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).

Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по « седмицам» (по 7 лет).

Он рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:

–  младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;

–  школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

–  юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

–  старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием;

г) в отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина . Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:

1)  этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивацион-но-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни;

2)  этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста;

3)  этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Проблема периодизации развития человеческой психики – крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова , которая была разработана в 80-х гг. ХХ в.

В. И. Слободчиков изучал, что именно изменяется в процессе развития. Он предложил схему – « матрицу возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):

1)  оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;

2)  одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;

3)  персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;

4)  индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;

5)  универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.

В данной периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.

Периоды развития ребёнка

С момента зачатия человеческий организм посто­янно развивается. Отдельные периоды жизни отличаю­тся некоторыми особенностями, сумма которых дает их общую характеристику. Давайте рассмот

Период грудного ребенка

Период грудного ребенка начинает

ся в конце первого месяца и заканчивается первым годом жизни ребенка. Он уже ведет себя несколько независимее, хотя и полностью зависит от матери. Главная особеность этой связи — кормление грудью. У ребенка наблюдает­ся быстрый рост потребности в кормлении. Он уже менее чувствителен к инфекции, особенно если питается материнским молоком, которое содействует образова­нию иммунных свойств в организме ребенка.

Забота взрослых в этот период должна быть направлена на правильное питание и уход, защиту от инфекционных заболеваний и воспитание ребенка.

Период дошкольного возраста

Период дошкольного возраста ребенка дли

тся от предыдущей стадии до полных шести лет. Он харак­теризуется интенсивным созреванием центральной нер­вной системы. Ребенок становится все более самостоя­тельным, все больше проявляет свое „я”. Игры являют­ся важнейшей деятельностью в этом периоде его жизни.

Период полового созревания

Период полового созревания у дете

й школьного озраста начинается приблизительно в 11—12 лет у евочек, а у мальчиков — в 12—13 лет. У детей этого озраста появляются так называемые вторичные поло-ые признаки: волосы вокруг половых органов, борода, сы, груди… Этот период характеризуется бурными изическими и психическими переменами. Возможны оявления функциональных расстройств или заболева­ния, характерные для этого периода.

Аномалии развития зубов

Аномалии развития зубов - неправильное положение зубов, отклонение от нормы в их числе, сроках прорезывания, величине, форме, цвете. Как аномалию числа наблюдают избыток зубов (гипер-дентия), врождённое отсутствие всех или нек-рых зубов (адентия), а также явление, когда в челюсти зубы сформировались, но не прорезались (ретенция). К аномалиям прорезывания относится преждевременное или запоздалое прорезывание зубов. Преждевременное прорезывание наблюдается сравнительно редко; известны, однако, случаи прорезывания зубов (одного или нескольких) у новорождённого. Запоздалое прорезывание выражается в отклонении от средних сроков на 4-8 мес. Наиболее распространены аномалии расположения зубов, когда они могут прорезаться вне зубного ряда, быть повёрнуты вокруг вертикальной оси, жевательная поверхность зубов может быть выше или ниже жевательной поверхности остальных зубов этого ряда.

К аномалиям положения относятся большие промежутки между зубами, врождённое их перемещение (одних на место др.), тесное расположение, когда они надвигаются друг на друга. Аномалии формы встречаются в каждой группе зубов (напр., верхние медиальные резцы похожи на клин или шип). Среди аномалий структуры зубов чаще встречается недоразвитие эмали и реже — дентина. А. р. з. имеют неодинаковое значение. Одни аномалии не сопровождаются функц. нарушениями и имеют лишь нек-рое косметическое значение (отклонение в форме, величине, цвете), другие — приводят к функц. расстройствам (см. Прикус), напр, аномалии положения, врождённое отсутствие зубов и др.

Причиной аномалий зубов могут быть разнообразные факторы, влияющие на зубочелюстную систему в период формирования зубов, особенно постоянных. В частности, при недостатке витамина А в организме нарушается образование органич. мат-риксов (вещества) твёрдых тканей зубов, при недостаточности функции околощитовидных желёз — процессы минерализации зубов, при гипофункции (недостаточности функции) гипофиза зубы рано прорезываются, но быстро разрушаются. Гипофункция щитовидной железы сопровождается запоздалым прорезыванием молочных и постоянных зубов, недоразвитием тканей зуба.

Зубы у детей: развитие зубов

Зубы у детей начинают появляться еще на седьмой неделе беременности. Именно тогда и формируется будущий прикус ребенка. Но помешать этому формированию могут различные болезни или негативные факторы, которые влияют на мать во время беременности. К таким факторам относим: ОРВИ, излишний токсикоз, курение, употребление алкоголя, плохая экология и многие другие негативные факторы.

Когда же ребенок появляется на свет, то у него уже сформированы 36 фолликулов молочных и постоянных зубов, которые со временем прорезаются.

В шесть месяцев у ребенка прорезается его первый в жизни зубик.Этот период жизни ребенка называется грудным. Прорезание первых зубов – это нелегкое испытание не только для ребенка, но и для родителей, ведь им нелегко перенести период, когда постоянный плач их чада и днем, и ночью сводит сума. Но следует понимать, что ребенок переживает первую в своей жизни боль, которая нередко бывает продолжительной и постоянной. Многие родители отмечают, что ребенок, как и его родители, намного легче переносят прорезание вторых-третьих зубов, нежели самого первого. Быть может, великую роль играет привычка и умение человека адаптироваться.

Период от самого первого зубика до первого уже постоянного (не молочного) называют периодом непостоянного прикуса, так как зубы у детей постоянно растут, меняют форму, формируются и… начинают выпадать.

Формирование постоянного прикуса начинается с периода замены молочных и не долговечных зубов постоянными, которые уже остаютсяс человеком на долгие годы. Такой период формирования прикуса и период сменного прикуса настает в 12-13 лет, когда начинается выпадение зубов.

К двенадцати годам у ребенка начинают расти восьмые зубы или «кутние». Родители часто допускаю ошибку, полагая, что эти зубы также молочные. Часто такая ошибка приводит к тому, что они пытаются такие зубы вырывать насильно. Но это все ошибочно. Восьмые зубы у детей постоянные. К тому же все постоянные зубы, когда прорезаются, имеют уже свою будущую форму и меняться в процессе они уже не будут, так как формируются внутри челюсти еще до своего появления.

Если ребенок здоров и нет никаких отклонений, то зубы, зачастую, прорезаются попарно, либо же поочередно. Первыми, как правило, прорезаются зубы нижней челюсти.

Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребёнка

Сайт основан и поддерживается людьми с высшим медицинским образованием по специальности "Стоматология". Все материалы на сайте представлены с ознакомительной целью. Перед лечением необходимо проконсультироваться с врачом. Дейта Дент не несет ответственности за последствия применения представленного материала.

Меню