Роль пения в музыкальном развитии ребенка его задачи

Воспитательное значение пения в жизни ребе?нка

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Исполнение песни воздействует на слушателя слиянием музыки и слов а, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие и понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких детей. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Особое чувство радости вызывает у детей общение во время коллективного пения. Дошкольникам очень свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает её колыбельной песней. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка: заполняет его досуг, помогает организовать творческие и сюжетные игры.

Нередко пением сопровождаются и другие виды деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любя петь, при исполнении песен, они глубоко воспринимают музыку и активно выражают свои чувства и переживания. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному и доброму, убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. Процесс обучения пению требует от детей большой активности и умственного напряжения. Ребёнок учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Также, в процессе обучения пению, особенно активно развиваются музыкальные способности детей : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух и чувство ритма. Основное требование учебной программы в детском саду - это н аучить ребёнка выразительному искреннему исполнению понятных и интересных ему несложных песен. Художественно – педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом и естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает заснуть, поэтому исполнять такую песню надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. А вот в марше нужны жизнерадостность, устремлённость, бодрость. Его следует петь звонко, отчётливо произнося слова, подчёркивая ритм в умеренно – быстром темпе. Ребёнку понятен смысл этих требований и их назначение. Основные задачи в процессе з а нятий следующие: 1. Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному пению;

2.Учить детей исполнять песни с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;

3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой контроль);

4. Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;

5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах .

От правильной постановки обучения пению на занятиях, во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребёнка – в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая или по предложению взрослых в детском саду и семье. Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки. Певческая установка – это правильная поза при пении. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опёршись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребёнка. Руки положить на колени. Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова должны произносится чётко и ясно. Вокально – хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. В группах раннего возраста и в первой младшей дети приучаются лишь подпевать отдельные слоги и слова песни, подражая интонации взрослого. Во второй младшей группе дети должны уметь петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песни. В средней группе дети поют с инструментальным сопровождением и без него (наиболее лёгкие песни).

В старшей группе дети поют с воспитателем без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента. Дети старших групп могут вспомнить и спеть выученные песни, различать на слух правильное и неправильное пение, отличать звуки по их высоте и длительности. Они умеют во время пения сохранять правильную певческую позу.

В подготовительной к школе группе дети выразительно исполняют знакомые песни с сопровождением и без него. Могут вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах, умеют петь коллективно и индивдуально, сохраняя правильную осанку, слушают себя и других во время пения и самостоятельно исправляют ошибки, различают движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки, знают названия нот. Таким образом, в процессе обучения пению :

Реализуются задачи ознакомления ребёнка с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;

Усваиваются вокально – хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;

Постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам;

Обучение приобретает осознанный, активный характер, детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения;

Применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах , а также на занятиях художес твенным чтением, физкультурой, рисованием, на прогулке, в игра х.

О факторе доступности хорового произведения

При выборе хорового репертуара учитывают ряд факторов. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения. Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения.

Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют.

Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.

Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. В связи с этим выделяют следующие задачи:

Младшая группа хора

Состоит их учеников 2-4 классов. Продолжается работа над певческим дыханием. Большое значение придается приемам звукообразования, а именно атаке звука.

Репертуар младшего хора немного усложняется: вводится простейшее двухголосие, каноны, песни с подголосками, народные песни без сопровождения.

При исполнении классической части репертуара по сути дела и формируется качество звука. Освоив классику, хор обычно легко справляется с любым репертуаром, и с современным в том числе.

Используя классическую музыку, очень важно следить за соотношением партии хора и аккомпанемента: воспитание ансамблевских исполнительских качеств у хористов - важный элемент культуры хорового пения.

Появляются и новые задачи: исполнение произведений крупной формы. Сначала на смену крупным песням приходят развернутые двух - и трехчастные формы, рондо ("Форель" Шуберта, "Мой садик" Чайковского).

Можно попробовать учить и небольшие вокальные циклы, фрагменты из них: "Песни в стиле разных народов" Р. Бойко, "Планета детства" Журбина.

Выбрать для хора современную музыку довольно сложно: то очень трудно, то не соответствует учебным задачам, а наиболее распространенный недостаток - "не вокально". Исполнение многих произведений детского репертуара требует совершенного владения вокалом, а мы еще только учимся, и нам нужен репертуар обучающий, научающий нас!

В младшем хоре серьезное внимание должно уделяться работе над различными способами звуковедения, осваиваться прием цепного дыхания, работать над расширением диапазона.

За год хор должен выступить 5-6 раз. Надо помнить о том, что каждое выступление должно быть тщательно подготовлено. Особое внимание надо уделить построению, умению выйти на сцену, и уйти с нее, вести себя на сцене. С младшим хором эти навыки надо отрабатывать.

Старшая группа

Из мальчиков, поющих на октаву ниже, формируется отдельная хоровая партия - мужская. Это еще не тенора и басы, но уже определенная краска в тембровом отношении. Для такого хора необходимо аранжировать произведения специально, учитывая еще очень небольшие в диапазонном отношении возможности мальчиков - подростков.

Старший хор продолжает серьезную работу в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительских навыков.

Каждое занятие начинается с распевания. Оно длиться 15-20 минут. Есть постоянные вокальные упражнения, которые поются в течение всех лет обучения.

На репетиции работают в основном всем коллективом, но так как хор состоит из детей разного степени одаренности и разного уровня развития музыкальных способностей, то необходимо работать и отдельно по партиям.

Меню