Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Нарушение подвижности речевых мышц

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)

12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)

17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

Посетителям * Консультации специалистов на форуме * Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы. Специалистам * Возможность создания личных страниц * Публикация материалов с получением электронного свидетельства

  Характеристика речи ребенка первого года жизни

Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей имеет очень большое значение для умственного развития. Дети, не умеющие говорить, отстают в своем развитии.

Первоначально ребенок реагирует на различные воздействия отдельными звуками. Учится поворачиваться в ту сторону, откуда слышится звук. Особенно малышу нравится звук знакомого голоса, он с удовольствием слушает речь, именно в ласковой, нежной интонацией. Что бы Вы не делали с ребенком: кормите, одеваете, купаете – разговаривайте с ним: просто рассказывайте, что Вы делаете, чем будете заниматься потом. Используйте различные веселые ритмичные потешки, присказки, детские стишки, песенки.

К 3 — 4 месяцам звуки, издаваемые малышом, переходят в протяжное гуление. Ребенок пытается повторять за Вами – гулит и лепечет. Играет язычком, запоминая потихоньку позиции языка и звуки, может повторить за мамой «агу».

В 7 — 8 месяцев ребенок начинает воспроизводить, повторяя за взрослыми, легкие для него слоги: "ма-ма", "ба-ба", "па-па".

Ближе к году ребенок понимает некоторые слова, хоть и не говорит, показывает, где мама, папа, бабушка, где глазки, где носик, ротик, где собачка, котик, какой горячий суп и т.п. Детям нравится имитировать звуки животных, подражать их голосам. Используйте это: детки с охотой сопят, «как ежик», показывают, как делает курочка, коровка, собачка. К году у детей появляются первые слова. Усвоены гласные: а, у, о, и, согласные: м, п, б, к, г.

К 1 году 8 месяцам малыш говорит от 25 до 80 слов. Словами считаются все слова, которые имеют значение («дай», «на», «бух», «писи», «ава», «дедя»). Пусть они пока понятны лишь домашним. Ребенок может сказать односложные и двусложные слова, начинает повторять трехсложные слова, чаще всего опуская один из слогов (не «собака», а «бака»). Слова преимущественно – существительные. Усваиваются звуки: н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць, й. В речи малыш часто и эффективно пользуется жестами, интоннацией. Формируется чувство ритма: любит слушать музыку, песни, пробует повторять, любит танцевать даже под хлопки, любит играть в «Ладушки», «Сороку-ворону».

К концу первого и началу второго года жизни появляется способность усваивать речь. В эту пору особенно важно как можно больше разговаривать с ребенком.

В этом возрасте уже нужно играть с детьми в различные игры, а также начинать учить играть с детьми. Игра развивает ребенка, стимулирует его интересы.

Развитие речи у ребенка хорошо стимулируют занятия с мелкими игрушками. Например, мозайка, конструктор с мелкими деталями (Лего или подобные), сборные игрушки из Киндер-сюрприза, кубики, вкладыши, игры с песком, можно даже складывать обыкновенные спички. Подобные занятия массажируют кончики пальчиков малыша, а это способствует развитию отделов мозга, отвечающих за речь. Эти занятия называются - развитие мелкой моторики

Занимаясь развитием психики, мелкой моторики, двигательной сферы, сопровождая коментариями, словесными подсказками, обучая общаться с другими детьми и взрослыми, Вы способствуете речевому развитию ребенка.

Не стоит переживать, если Ваш малыш говорит не так, как соседский. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не слушайте случайных людей. Если Вас что-то смущает, обратитесь за консультацией к специалисту. Возможно, Ваши волнения напрасны. А если нет, то чем раньше Вы узнаете о проблемах в развитии Вашего ребенка, тем эффективнее будет любая коррекция.

У одних детей речевое развитие начинается чуть раньше и протекает более активно, у других – позже, как в фразовом развитии, так и в звуковом. Но есть все же границы показателей речевого развития, и если развитие Вашего малыша ниже этих границ, только тогда есть причины для серьезных волнений.

К 3 годам у ребенка в активном словаре должно быть:

  1. не менее 300 слов,
  2. он должен говорить развернутой фразой, речь должна быть более или менее понятна чужим людям,
  3. допускаются нарушения в звукопроизношении, в слоговой структуре слов, которые состоят более, чем из 3 слогов,
  4. ребенок должен понимать и выполнять простые словесные инструкции: напр. «Возьми чашку и поставь ее на стол».

К 4 – 4,5 годам в речи ребенка должны быть уже все звуки, хотя до 5 – 6 лет у ребенка еще продолжается дифференциация (различение) звуков на слух и в произношении, поэтому еще может говорить вместо "каша" – каса, кафа, вместо "мороженое" - морозеное.

Также надо помнить, что речевое развитие ребенка является показателем его психического развития. Так что не только развитие психических процессов стимулирует речевое развитие, но и наоборот, развитие речи стимулирует психическое развитие.

Меню