Речевое развитие ребенка в год

Речевое развитие ребенка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Нарушение подвижности речевых мышц

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Речь ребенка в 2 года

Речь ребенка пока еще скудна, но его активный словарный запас включает в себя слова, которые для него очень важны. Как правило, это обозначение родственников (папа, мама, баба, слово деда труднее для произношения и появляется чуть позже), обозначение важнейших желаний (ням –ням, а-а), сигнал об опасности (а!) и названия наиболее интересных ребенку игрушек и животных. Если в дома живет кошка, малыш быстро научится обозначать ее каким-то словом. Мальчики учатся говорить про машину каким то сочетанием звуков гораздо раньше, чем девочки. Так выглядит речь ребенка примерно в год.

На втором году жизни ребенка, происходит революционное изменение в жизни малыша. Он обретает свободу передвижения, и количество впечатлений возрастает в несколько раз. Развитие речи у детей тоже ускоряется. Теперь этот процесс у здорового ребенка зависит от двух процессов.

Работа по увеличению пассивного словарного запаса. • Совместное чтение книг и рассматривание картинок. В быту не употребляется столько слов, сколько можно произнести, разглядывая картинки. Детские книжки – хороший материал для таких занятий, но картинки в них достаточно однообразные. Манера рисовать, стиль не меняется от иллюстрации к иллюстрации. Поэтому внимание малыша быстро притупляется. К тому же в детских книгах редко встречаются темы, актуальные для ребенка: семья, быт, предметы быта и прочее. Такие картинки стоит брать в журналах, рекламных брошюрах и каталогах. Там все предметы сфотографированы с максимальным качеством. Каждую картинку надо подробно обсудить. Например, если сфотографирована чашка с блюдцем, то можно не только назвать эти предметы, но и употребить глаголы 6налить, стоит, пить, брать. А так же прилагательные, описывающие эти вещи. • Во время повседневного общения, как можно больше употреблять потешек и песенок, подходящих к случаю. Например: «Вместе с солнышком встаем, Вместе с птичками поем…» «Ушки мыли? - Мыли! Глазки мыли?- Мыли! Носик мыли?- Мыли! И теперь мы чистые, заиньки пушистые».

• Брать маленькие предметы. Не стоит пугаться. Под контролем старшего вполне можно собрать рассыпанный горох на блюдечко. У детишек в этом возрасте появляется просто непреодолимое желание брать в руки всякую мелочь. • Просунуть в щель монетку или пуговицу. Тут секрет в том, что щель может стоять под удобным углом к крохе, а может так, что каждую пуговицу надо будет поворачивать.

Упражнение развивает не только умелость рук, но и сообразительность. Каждую упавшую пуговичку или монетку лучше сопровождать восхищенным «Бух!». Тогда малыш поймет, что трудится не зря. • Нанизывать крупные бусины еще труднее! В этом деле нужна согласованная работа обеих рук. Начать можно с палочки от китайской еды. На палочку нанизывать проще, чем на шнурок. А именно он является конечной целью. Заниматься бусинами можно практически на протяжении всего дошкольного возраста, так сейчас самое время начать. • Пластилин – прекрасное средство для развития мелкой моторики и следовательно развития речи у детей. Сейчас в магазинах огромный выбор этого материала. Есть даже масса для лепки специально для детей с года. Это окрашенное пищевым красителем соленое тесто очень противного вкуса. Пихать его в рот очень быстро пропадает желание. Лепить, пожалуй, пока не выйдет, а вот отщипывать кусочки уже получится. Можно использовать и другие способы развития мелкой моторики. В магазинах продается много игрушек, в аннотациях к которым стоит развитие мелкой моторики, развитие речи у детей и вообще гениальность с первого применения. Можно использовать и их. Лучше всего, пожалуй, сортеры. Это такие кубы с разнофигурными прорезями. Развивают не только мелкую моторику, но и сообразительность. Но, как правило, купленные игрушки совершенно не оправдывают денег на них потраченных. Интерес к ним быстро угасает.

Ну, а что же делать, если время идет, а речь ребенка не обогащается новыми словами? Каковы нормы развития речи ребенка в 2 года? • Активный словарный запас несколько сотен слов. • Может пользоваться предложениями из нескольких слов. • Понимает почти все, обращенные к нему, слова. • Любит слушать книги. • Узнает предметы на иллюстрациях и может назвать их. • Склоняет существительные.

Это, конечно, идиллическая картина развития речи в 2 года и что можно предпринять, если она не достигнута? Стоит проконсультироваться с неврологом и логопедом. Невролог определит причину отставания в общем, поможет наладить кровообращение головного мозга. Сделать это необходимо сейчас. Ведь, если говорить ваш малыш со временем научится, то проблемы кровоснабжения головного мозга никуда не уйдут. Возникнут проблемы позже, возможно, в школе. Логопед осмотрит и выявит проблемы на местном уровне. Бывает спазм мышц речевого аппарата. Иногда в этом случае простой массаж решает проблему за несколько дней. Мышцы расслабляются, управлять языком и губами становится легче и речь ребенка в 2 года нормализуется.

Речевое развитие ребёнка

Речевое развитие ребенка проходит много стадий: от агуканья, лепета, звукоподражания до первых слогов, слов, простых предложений... Современные психологи и педагоги отмечают, что у нынешнего поколения детей с каждым годом все больше нарушений речевого развития. Связано это не только с общим состоянием здоровья, но и с методами воспитания (точнее, их отсутствием).

Необходимо обращать внимание на то, как и что говорит ваш малыш с раннего детства. Тогда не придется долго и усердно заниматься с логопедом, а в школу идти «с кашей во рту». Как мы можем помочь малышам, которые начинают говорить?

Речевое развитие ребенка индивидуально! Кто- то начинает говорить предложениями в год, впечатляя окружающих своим красноречием. Кто- то в два, а кто-то и в три предпочитает язык жестов и мимики.

Меню