Речевое развитие ребенка в 1 5 года

Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Дети, растущие в семьях, начинают активно применять первые слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого. Активная речь у них возникает при понимании сравнительно невысокого уровня сложности обращений взрослого. Далее происходят стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. И в понимании, и в активном использовании речи эти дети достигали высших для их возраста ступеней.

Воспитанники дома ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к ее активному использованию. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне ее понимания.

То есть, у большинства детей воспитывающихся в условиях дома ребенка наблюдается дизонтогенез нервно-психического развития по типу задержки, причем наибольшее отставание определяется у них в развитии тех функций, которые наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте у их сверстников из семьи (активная и понимаемая речь).

Таким образом, это обусловлено постоянным действием неблагоприятных для детей раннего возраста условий дома ребенка, где одним из основных факторов, формирующих здоровье, является эмоциональная и сенсорная депривация, в основе которой лежит дефицит индивидуального общения со взрослыми, недостаток впечатлений, внешних сенсорных раздражителей и эмоциональных контактов. Это способствует нарушению формирования навыков общения, приводит к задержке развития речи, которая в раннем возрасте является основным способом взаимоотношения с окружающим миром.

Итак, нашей целью является реализация комплекса задач, направленных на благоприятное развитие речи ребенка. При этом нам необходимо знать этапы развития речи детей второго года жизни в норме, которые помогут нам правильно организовать коррекционно-педагогическую работу в соответствии с уровнем развития ребенка данного возрастного периода.

Анализ динамики развития речи детей второго года жизни показывает, что развитие речи можно разделить на 2 периода, каждый из которых состоит из 2 этапов с наиболее интенсивным развитием отдельных речевых реакций в каждом из них.

Задачи развития речи

В первом полугодии (от 1 года до 1 года 6 месяцев) нашей важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Рекомендуется учить детей понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит малыша понимать смысл поручений и выполнять их.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми.

Во втором полугодии (от 1 года 6 месяцев до 2 лет) задача развития понимания речи взрослого по-прежнему является одной из важнейших. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать названия предметов, явлений, событий, действий, находящихся и происходящих не только в непосредственно близком, но и в более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице); понимать названия признаков предметов, различные слова, необходимые для усвоения правил поведения; понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки; выполнять несложные поручения.

К таким приемам относятся:

Таким образом, на развитие речи большое влияние оказывает перемена условий жизни. При поступлении и в период адаптации к новым условиям, речевая активность у детей может снижаться. Особенно часто это бывает на втором году жизни. Для установления контакта взрослому необходимо чаще общаться с ребенком, создать благоприятную речевую среду и проводить индивидуальные занятия.

Калужских Наталья Михайловна, учитель-дефектолог, ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики», г. Апатиты Мурманской области

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: физическое, речевое и психическое развитие

Необходимо помнить, что развитие ребенка индивидуально и его навыки могут отличаться от нормативных. Но если у малыша есть и другие тревожные симптомы: чрезмерно капризен, редко улыбается, произносит слишком мало звуков, родителям следует обратить на это внимание врача-педиатра.

уверенно ходит без поддержки (прямо, обходя препятствия, по кругу) чередующимся шагом спускается и поднимается по лестнице самостоятельно присаживается и сидит на стульчике лазает по вертикальной лесенке

активно использует 10-40 слов, пытается связывать их в предложения сопровождает речь мимикой и жестами, часто заменяя ими некоторые слова понимает обращенную к нему речь отвечает на вопросы «Что это?», «Кто это?» по картинке или в жизненной ситуации

обобщает предметы по форме, цвету, величине может подобрать предмет такой формы, как на образце различает величину «большой-маленький» начинает подбирать фигуры к подходящим по форме прорезям различает 2-3 цвета, находит предмет определенного цвета по просьбе взрослого черкает карандашами, оставляет на бумаге штрихи, зигзаги, прямые линии

начинает реагировать на эмоциональную окраску голоса, т.е. понимает, когда родитель рассержен или рад легко переходит из одного эмоционального состояния в другое реагируют на мелодии, пытаются напевать слова с удовольствием танцуют под музыку пытаются подражать движениям, действиям, мимике взрослых.

держит ложку, ест жидкую пищу уже без помощи родителей уверенно пьет жидкость из чашки начинает проситься в туалет (словами, знаками, жестами, мимикой) выполняет простые бытовые поручения (принеси, убери, положи…и т.д.)

Первые обязанности В этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку – убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. По мере взросления добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать.

Первый велосипед Велосипед можно купить ребенку уже в этом возрасте. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может наслаждаться ездой, когда родитель толкает трехколесный велосипед с ручкой.

Однако не стоит расстраивать, если ваш ребенок не успевает за указанными показателями. Каждый малыш развивается индивидуально, и вполне возможно, что он скоро догонит, а то и перегонит своих сверстников в развитии. Главное, занимайтесь с крохой, играйте, читайте, общайтесь – результат не заставит себя ждать.

Речевое развитие ребенка третьего года жизни

Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией развития, в частности речевой патологией. Это приводит к тому, что дети с речевой патологией отстают в развитие, тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом.

В норме на третьем году жизни в развитии речи детей происходит значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.

Проанализировав речевое развитие детей раннего возраста, можно сделать следующий вывод: к сожалению, в большинстве случаев отставание от норм в речевом развитии происходит уже в раннем возрасте, что в дальнейшем влечет за собой качественное снижение интеллектуального развития в целом.

Данный проект разработан для предотвращения и устранения задержки речевого развития детей раннего дошкольного возраста.

Проект предполагает участие и тесное взаимодействие воспитателя, ребенка, логопеда, психолога и родителей. Это взаимодействие даст положительный результат для формирования правильной речи ребенка.

Практическая значимость

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, “экспериментируют” со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Но при стихийном развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Поэтому значительное место должно занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Таким образом, практическая значимость данного проекта заключается в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

2. Делает первые шаги

В 14 месяцев неуклюжие самостоятельные шажки делают многие малыши. С координацией движений еще не все гладко, передвигаться приходится, широко расставляя ноги, забавно разворачивая носки.

5. Подражает другим

Лучшим примером для маленького человечка является поведение его родителей. Поэтому малыш может стремиться помогать взрослым по хозяйству: вытирать пыль, расставлять посуду и т.п. К тому же он копирует даже жесты и мимику.

7. Сосредотачивает свое внимание всего лишь на несколько минут

Да, предметы малыша очень интересуют, но не долго. Концентрировать внимание кроха еще не умеет. Этот механизм помогает узнать как можно больше, не зацикливаясь на конкретных объектах – вокруг столько всего интригующего и манящего. Высокая познавательная активность при невнимательности – это обычное явление для психического развития ребенка 14 месяцев.

Детские эмоции

Иногда родители даже не успевают уследить за сменой эмоций малыша, так быстро меняется его настроение. Таковы особенности психического развития ребенка 1 года 6 месяцев: только что он плакал из-за того, что мама ушла, и вот уже смеется над прибауткой, произнесенной папой. Не все эмоции дети понимают, некоторые они просто «срисовывают» со взрослых.

Речь ребенка в 1,5 года

Как только малыш научится произносить более двух десятков слов, процесс освоения новых пойдет намного быстрее. Основа запоминания новых терминов – это повторение. Поэтому для совместного чтения родителям нужно выбирать детские стишки, где повторяются отдельные фразы, тоже самое касается и песенок. Играя, можно использовать различные присказки.

Развитие ребенка. 2,5 года.

Малыш в два с половиной года – это не тот энерджайзер, который бегает везде и хватает в свои ручонки все без разбора. Теперь все его действия и поступки вполне осознанны. А еще в этом возрасте с ребенком вполне можно договориться. И если ваша тактика воспитания с самого начала основывалась на общении и доверии, то времена истерик и требований далеко позади.

Меню